Раздел 4

Транспорт

Основные виды воздействия транспорта на окружающую среду и природные ресурсы – загрязнение токсичными веществами отработавших газов транспортных двигателей, выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, загрязнение поверхностных водных объектов, образование отходов и воздействие транспортных шумов. Транспортный комплекс Российской Федерации, включающий автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта – один из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха.

Оценки выбросов загрязняющих веществ транспортными средствами в целом по России в 1998 г. приведены в табл. 4.1, стационарными источниками транспортного комплекса – в табл. 4.2.

Таблица 4.1
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами в 1998 г., тыс. т
Вид транспорта СО СnНm NOx C SO2 Pb Всего
Автомобильный 8751 1229 1580 46 215,1 3,10 11824,2
Внутренний водный 14 10 38 4 14 80
Морской 13 9 33 3 34 92
Воздушный 67 17 54 14 152
Дорожные машины 147,1 23,8 58,5 2,2 6,9 0,03 238,5
Железнодорожный 185 54 604 5 23 871
Итого 9177,1 1342,8 2367,5 60,2 307 3,13 13257,7

Таблица 4.2
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными объектами транспортного комплекса в 1998 г., тыс. т
Вид транспорта, предприятия СО СnНm NOx C SO2 Pb Твердые
вещества
Всего
Автомобильный 60,1 11,0 3,4 2,8 9,3 0,03 7,2 93,8
Внутренний водный 7,1 0,3 1,3 - 3,8 - 9,0 21,5
Морской 9,3 1,5 6,1 - 10,0 - 76,4 103,3
Воздушный 6,8 2,7 4,6 - 4,5 - 4,5 23,1
Дорожное хозяйство 4,9 - 1,2 0,2 15,1 - 9,0 30,4
Железнодорожный 57,0 2,9 9,9 2,1 37,1 - 48,0 157,0
Итого 145,2 18,4 26,5 5,1 79,8 0,03 154,1 429,1
Примечание: * – без учета минеральной пыли.

В 1998 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортным комплексом увеличились на 1,4% по сравнению с 1997 г. и составили в сумме 13686,8 тыс. т. При этом масса выбросов вредных веществ от стационарных источников, обусловленная главным образом сжиганием топлива, снизилась на 8,6%, а от передвижных источников увеличилась на 1,8%.

Рост выбросов вредных веществ от автомобильного транспорта происходил опережающими темпами и составил в 1998 г. 4,2%. Тенденции изменения выбросов вредных веществ транспортными средствами за период 1990–1998 гг. иллюстрирует рис. 4.1.

Рис. 4.1
Рис. 4.1. Тенденции изменения массы выбросов вредных веществ в атмосферу транспортными средствами в России

По-прежнему автомобильный транспорт сохраняет доминирующую роль в загрязнении атмосферы. Его доля в транспортных выбросах вредных веществ в 1998 г. возросла до 91%.

Автомобильный транспорт. Автомобильный парк России в 1998 г. увеличился по сравнению с 1997 г. на 5,2% и составил 23,7 млн. ед. подвижного состава, в том числе 18,8 млн. легковых автомобилей, 4,26 млн. грузовых автомобилей и 627 тыс. автобусов. Темпы роста количества автомобилей в предыдущие годы были выше: в 1996 г. – 5,3%, 1997 г. – 9,2%. При столь интенсивном росте автомобильного парка его средний возраст остается значительным и составляет 10,8 года. По достигнутому уровню автомобилизации Россия в настоящее время значительно (в 2–4 раза) отстает от западных стран.

На внутреннем рынке грузовых автоперевозок функционирует свыше 400 тыс. различных субъектов. В 1998 г. грузооборот на автомобильном транспорте сократился на 9,7%, пассажирские перевозки – на 4,9%.

Среди отраслей транспортного комплекса автомобильный транспорт лидирует по степени всевозрастающего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. В 1998 г., несмотря на небольшое снижение транспортной работы в целом по России, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличились по сравнению с 1997 г. на 4,2% и составили 11 824,2 тыс. т. В то же время, как отмечалось выше, выбросы от стационарных источников автотранспортного комплекса уменьшились на 3% – до 93,8 тыс. т (см. табл. 4.1, 4.2).

Как показывают оценки (табл. 4.3), основная масса (80%) вредных веществ выбрасывается автотранспортом на территориях населенных пунктов.

Таблица 4.3
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортом на селитебных территориях и вне населенных пунктов в 1998 г., тыс. т
Территория СО СnНm NOx C SO2 Pb Всего
Города, поселки 7306 987,7 1301,6 42,3 186 1,5 9825,1
Дороги вне населенных пунктов 1445 241,3 278,4 3,7 29,1 1,6 1999,1

Сброс загрязненных сточных вод от предприятий автотранспорта в целом по стране составил около 7 млн. м3, при этом в водные объекты поступило около 3 тыс. т нефтепродуктов.

Основную массу твердых отходов, ежегодно образующихся в автотранспортном комплексе, составляют отработавшие свой срок автопокрышки – 1160 тыс. т, свинцовые аккумуляторы – 180–200 тыс. т, отходы пластмасс – 60 тыс. т.

Негативное влияние автотранспорта в первую очередь проявляется в крупных городах и мегаполисах, на территориях, характеризующихся интенсивным движением транспорта. Именно это является основанием для территориального (регионального) подхода к решению проблемы поэтапного повышения экологических характеристик автомобильного парка.

В условиях акустического дискомфорта, вызванного шумовой нагрузкой от транспортных потоков, проживает около 30 млн. чел. Примерно 10–15 млн. чел., проживающих на примагистральных территориях, подвержены повышенному риску необратимой потери здоровья.

До сих пор остаются без должного внимания проблемы загрязнения атмосферы "нетрадиционными" веществами, поступающими от автотранспорта: канцерогенными (бензол, формальдегид, бенз(а)пирен, ацетальдегид и др.) и опасными, вызывающими различные заболевания (толуол, ксилолы, 1,3-бутадиен, тяжелые металлы и др.). Оценки, выполненные для действующего парка автотранспортных средств, показывают, что в целом по России от автотранспорта ежегодно в атмосферу поступает 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида и 1,5 т бенз(а)пирена.

Воздействие автотранспорта на окружающую среду во многом определяется техническим состоянием парка транспортных средств и качеством используемого топлива.

Производимые ныне модели отечественных автомобилей на 8–10 лет отстают по всем основным показателям (экономичности, экологичности, надежности, безопасности) от автомобилей, выпускаемых в промышленно развитых странах. К тому же автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду.

Низкий уровень экологических характеристик эксплуатируемого в России автомобильного парка обусловлен следующими основными причинами:

1. Подавляющая часть отечественных моделей автотранспортных средств сертифицирована на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН № 15-04, 83-02А и 49-01, действовавших в Европе до 1992 г. Наиболее "старая" (с возрастом более 20 лет), но весьма значительная часть парка (около 10%) вообще не проходила экологической сертификации в современном понимании этой процедуры. Массовое поступление на рынок легковых автомобилей, соответствующих требованиям Правил ЕЭК ООН № 83-02В,С (Евро-1), а также грузовых, соответствующих требованиям Правил ЕЭК ООН № 49-02A и № 49-02B (Евро-1 и Евро-2), можно ожидать не ранее 2002 г.

2. В небольших количествах на российский рынок поступают автомобили с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов (уровень Евро-1 и выше). Однако высокие экологические характеристики этих автомобилей достаточно быстро ухудшаются (или теряются) вследствие отсутствия эффективной системы их контроля в эксплуатации: не разработана правовая база контроля и нормативные требования к таким автомобилям, не хватает современных приборов экологического контроля и т. д. Кроме того, в России не решена проблема повсеместного гарантированного обеспечения автотранспорта неэтилированным бензином.

3. Автомобили, производимые в странах СНГ (за исключением собираемых на их территории автомобилей зарубежного производства), характеризуются низкой конструктивной надежностью, что в условиях неудовлетворительного технического обслуживания и зачастую неэффективного экологического контроля приводит к быстрому росту выбросов загрязняющих веществ в процессе эксплуатации (по данным НИИАТ – в 1,5–4 раза по отдельным веществам).

4. Недостаточно качественное техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, нехватка современного оборудования и квалифицированного персонала.

5. Плохие дорожные условия и сложные климатические условия (долгий и холодный зимний период), приводящие к ускоренному износу узлов и агрегатов автомобилей и увеличению выбросов.

Одним из важных условий снижения выбросов от автотранспорта является поддержание экологических показателей эксплуатируемых автомобилей на нормативном уровне, установленном соответствующими стандартами. В Российской Федерации, как и в западноевропейских странах, эти стандарты определяют требования к выбросам автомобилей, работающих на холостом ходу. Для контроля за соблюдением этих требований при эксплуатации автомобильного транспорта региональные отделения Российской транспортной инспекции совместно с органами Госкомэкологии России используют газоанализаторы и дымомеры (их количество на конец 1998 г. составило соответственно 358 и 272) и передвижные лаборатории, проводят проверки качества топлива на лицензируемых АЗС. За 1998 г. отделениями Ространсинспекции выявлено более 1 млн. нарушений лицензионных требований в отношении автотранспортных средств, из них более 65,5 тыс. случаев связаны с несоблюдением экологических требований. На большинстве территорий субъектов Российской Федерации по предложению отделений Ространсинспекции введены талоны токсичности для автомобилей.

Анализ тенденций развития автомобильного парка России и его воздействий на окружающую среду показывает, что экологически ориентированная транспортная политика должна базироваться на жестких экологических нормативах, соответствующих действующим международным требованиям, и на эффективной системе контроля за их соблюдением. Одной из наиболее сложных, но актуальных задач транспортной политики является формирование источников финансирования мероприятий, направленных на обновление автомобильного парка и улучшение его экологических характеристик.

В дорожном хозяйстве обостряются экологические проблемы, связанные с отчуждением земель под дорожное строительство, изъятием местных природных минеральных (строительных материалов) и топливно-энергетических ресурсов в результате ввода новых и реконструкции действующих участков дорог. Сеть автомобильных дорог в Российской Федерации постоянно расширяется, повышается уровень их технического совершенства (табл. 4.4).

Таблица 4.4
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, тыс. км*
Дороги 1993 г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 1998 г. в % к 1997 г.
Всего 465,90 518,97 558,53 569,04 101,9
   в том числе:          
      цементобетонные 9,37 9,69 10,54 10,64 100,9
      асфальтобетонные 232,55 263,53 291,36 301,4 103,4
      мостовые, щебеночные и гравийные 144,39 157,35 167,53 168,8 100,8
      грунтовые 46,78 56,16 58,53 58,14 99,3
Примечание: * – данные на 1 января соответствующего года.

По данным Федеральной дорожной службы России (ФДС России), в 1998 г. суммарная площадь территорий, занятых дорогами и объектами дорожной инфраструктуры, увеличилась на 2,3% по сравнению с 1997 г. и составила 88,1 тыс. га. Зона влияния дорожной сети России на прилегающие территории достигла почти 14,6 млн. га, или 0,86% территории Российской Федерации (рис. 4.2).

Рис. 4.2
Рис. 4.2. Зона влияния дорожной сети на прилегающие территории, млн. га

Строительство, реконструкция, ремонт дорог и инженерных сооружений на них связаны с потреблением (истощением) значительных объемов природных ресурсов, особенно песка и щебня (табл. 4.5). Наиболее значительным по сравнению с предыдущим годом был прирост потребления минерального порошка (в 3,5 раза) вследствие ввода в эксплуатацию автомобильных дорог с твердым покрытием.

Таблица 4.5
Объемы потребления природных ресурсов в дорожном хозяйстве
Природные ресурсы, строительные материалы Ед. изм. 1997 г. 1998 г. 1998 г.в % к 1997 г.
Всего в том числе Всего в том числе
федеральные местные федеральные местные
Битум тыс. т 84,0 26,9 57,1 89,4 26,9 62,5 106,4
Песок тыс. м3 4085,8 364,4 3721,4 4126,6 371,7 3754,9 101,0
Щебень тыс. м3 5158,3 438,2 4720,1 5209,8 442,8 4767,0 101,0
Цемент тыс. т 90,8 26,1 64,8 96,8 29,2 67,6 106,6
Минеральный порошок тыс. т 140,0 31,1 108,9 494,6 157,1 337,5 353,3

В 1998 г. увеличились объемы потребления топливно-энергетических ресурсов предприятиями дорожного хозяйства. Прирост по основным энергоносителям (кроме угля) составил от 6 до 13%. Снизились объемы использования твердого топлива, увеличилось потребление газа и электроэнергии (табл. 4.6). В отрасли на газ переведено 13 котельных и 27 асфальтосмесительных установок.

Таблица 4.6
Объемы потребления топливно-энергетических ресурсов предприятиями дорожного хозяйства
Топливно-энергетические ресурсы Ед. изм. 1997 г. 1998 г. 1998 г. в % к 1997 г.
Уголь тыс. т 7,65 7,62 99,6
Мазут тыс. т 357,2 378,6 106,0
Газ тыс. м3 319 357,7 112,1
Бензин тыс. т 241,6 272,9 113,0
Дизельное топливо тыс. т 738 821 111,2
Электроэнергия млн. кВт•ч 524,435 571,634 109,0

Изъятие земель, природных минеральных и топливно-энергетических ресурсов, сами процессы строительства, реконструкции, ремонта, обустройства, содержания, эксплуатации, демонтажа дорог, мостов и путепроводов сопряжены с ветровой и водной эрозией, оврагообразованием, изменениями гидрологического режима.

Для снижения интенсивности эрозионных процессов реализуется "Программа по озеленению федеральных автомобильных дорог". Посадка деревьев и кустарников вдоль дорог и автомагистралей является не только эффективным средством снегозадержания, но и способствует снижению транспортного шума и степени загрязнения атмосферного воздуха на придорожных территориях, повышению эстетической привлекательности ландшафтов. В 1998 г. на дорогах общего пользования восстановлено и посажено 168 км лесозащитных полос и укреплено засевом травы земляного полотна, разделительной полосы, откосов насыпей и выемок 1651 тыс. м2, что на 7% больше, чем в предыдущем году.

Для количественной оценки экологической эффективности этих мероприятий создается система экологического мониторинга придорожных земель с использованием геоинформационных технологий. В ряде регионов (Республика Дагестан, Астраханская, Брянская, Курганская, Московская и Омская области) в дорожных организациях используются передвижные и стационарные экологические лаборатории по контролю выбросов.

Сохраняется тенденция роста техногенного загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, придорожной полосы и объектов дорожной инфраструктуры подвижными (дорожно-строительные машины, транспортные средства) и стационарными источниками (асфальтобетонные заводы, карьеры, базы техники) предприятий дорожного хозяйства (рис. 4.3).

Рис. 4.3
Рис. 4.3. Динамика валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от предприятий дорожного хозяйства, тыс. т/год

За отчетный период общий прирост валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 9%, по отдельным веществам – от 7,8 до 13,2% (табл. 4.7).

Таблица 4.7
Выбросы загрязняющих веществ от предприятий дорожного хозяйства
Загрязняющее вещество Ед. изм. 1997 г. 1998 г. 1998 г. в % к 1997 г.
Сажа тыс. т 2,2 2,4 109,0
Минеральная пыль тыс. т 2932,7 3196,6 109,0
Оксид углерода тыс. т 135,1 152,0 112,5
Оксиды азота тыс. т 53,5 59,7 113,2
Сернистый ангидрид тыс. т 20,4 22,0 107,8
Углеводороды тыс. т 21,3 23,8 111,7
Пентоксид ванадия т 64,5 70,3 109,0
Соединения свинца т 25,4 28,7 113,0

Наиболее интенсивно росли выбросы углеводородов, оксида углерода и оксидов азота, что обусловлено расширением автомобильного парка на предприятиях дорожного хозяйства. Прирост парка автотранспортных средств с бензиновыми двигателями составил 2648 шт., с дизельными – 5297 шт.

В 1998 г. выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников предприятий дорожного хозяйства составили (% суммарных выбросов предприятий, согласно табл. 4.7): СО – 96,8; СnНm – 99,9; NOx – 98; SO2 – 31,4; сажи – 91,7; соединений свинца – 100. Стационарные источники, кроме того, выбрасывали также неорганическую (минеральную) пыль и пентоксид ванадия.

В дорожном хозяйстве продолжались работы по оснащению асфальтобетонных заводов сухими и мокрыми пылеуловителями. Такие работы проведены на федеральных дорогах "Москва – Самара", "Волжская автомобильная дорога", в Калмыкии, Удмуртии и Хакасии, в Астраханской, Калининградской и Курганской областях.

Движущийся по дорогам общего пользования транспорт является интенсивным источником загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, придорожных территорий. Это отработавшие (выхлопные) газы транспортных средств, продукты износа шин, антифрикционных материалов, дорожного покрытия, топлива, смазочные масла и эксплуатационные жидкости (пролив и потери), изношенные детали и агрегаты, включая подлежащие утилизации шины, аккумуляторы и отработанные фильтры, а также использованные противогололедные реагенты и материалы.

Выбросы вредных веществ в атмосферу в результате движения автотранспорта на дорогах общего пользования почти в 2 раза превышают выбросы от предприятий дорожного хозяйства (табл. 4.8).

Таблица 4.8
Выбросы загрязняющих веществ от предприятий дорожного хозяйства и от движущегося по дорогам вне населенных пунктов автотранспорта, тыс. т
Загрязняющее вещество Предприятия в 1998 г. Автотранспорт на дорогах (вне населенных пунктов) Всего в 1998 г.
1997 г. 1998 г. 1998 г. в % к 1997 г.
Сажа 2,4 3,4 3,7 108,8 6,1
Минеральная пыль 3196,6 4564,1 4588,3 100,5 7784,9
Оксид углерода 152,0 1320,4 1445,0 109,4 1597,0
Оксиды азота 59,7 254,4 278,4 109,4 338,1
Сернистый ангидрид 22,0 26,6 29,1 109,3 51,1
Углеводороды 23,8 220,5 241,3 109,4 265,1
Асбест - 1,8 2,0 111,1 2,0
Резиновая пыль - 46,4 50,7 109,3 50,7
Пентоксид ванадия 0,0703 - - - 0,07
Соединения свинца 0,0287 1,5 1,6 106,7 1,63
Итого 3456,6 6439,1 6640,1 103,1 10096,7

Транспортные выбросы в атмосферу СО, углеводородов на дорогах общего пользования вне населенных пунктов почти в 10 раз, а оксидов азота в 5 раз больше, чем от предприятий дорожного хозяйства. Объемы транспортных выбросов твердых частиц, оксидов серы, минеральной пыли сопоставимы с выбросами этих веществ предприятиями дорожного хозяйства.

В 1998 г. поступление в атмосферный воздух вредных веществ от автотранспорта на дорогах общего пользования вне населенных пунктов возросло по сравнению с 1997 г. в целом на 3,1%, по отдельным загрязняющим веществам – в среднем на 8,2%, что связано с ростом численности автомобильного парка и интенсивности движения.

На объем этих выбросов влияет перепробег и неупорядоченность движения транспорта. Реализация разработанных ФДС России мероприятий, таких как регламентирование пропуска транспортных средств с повышенными осевыми нагрузками в весенний период, сокращение пробегов и организация безостановочного движения в результате сооружения транспортных развязок в разных уровнях, мостовых переходов и путепроводов, проведение ремонтных работ без перерывов в движении транспорта, позволила несколько замедлить темпы прироста загрязнения воздуха в отчетный период.

Почти 2 тыс. т асбеста, 50,7 тыс. т резиновой пыли, 1,6 тыс. т соединений свинца и других тяжелых металлов ежегодно оседают в придорожной полосе на расстоянии до 30 м от дорожной полосы и частично уносятся поверхностным стоком в водоемы.

В 1998 г. на 4–10% возросла по сравнению с 1997 г. интенсивность загрязнения земель, поверхностного стока и водных объектов в пределах придорожных полос противогололедными реагентами, нефтепродуктами и твердыми отходами (табл. 4.9).

Таблица 4.9
Объемы поступления вредных веществ и твердых отходов в почву, поверхностный сток и водные объекты придорожных полос, тыс. т
Загрязняющее вещество Ед. изм. 1997 г. 1998 г. 1998 г. в % к 1997 г.
Твердые отходы тыс. т 336,9 368,7 109,4
Противогололедные реагенты тыс. т 283,1 301,6 106,5
Нефтепродукты тыс. т 18,6 19,3 103,8

Для снижения объемов использования противогололедных реагентов путем повышения эффективности их применения, своевременной очистки дорожной поверхности от снега начата работа по внедрению системы оповещения и прогнозирования метеоусловий. В 1998 г. на ряде участков федеральных дорог проводилась проверка эффективности использования новых технологий по предотвращению образования гололеда.

Морской транспорт. В составе морского транспортного флота Российской Федерации 1533 судна общим дедвейтом 7,7 млн. т, в том числе 293 ед. дедвейтом 3,9 млн. т десяти морских пароходств.

В 1998 г. морским транспортным флотом России во всех видах плавания перевезено 35,6 млн. т грузов, что на 27,3% меньше, чем в 1997 г., в том числе в заграничном плавании – 32,3 млн. т (на 27,3%), в каботажном плавании – 3,3 млн. т (на 27,6% меньше).

Перевозки пассажиров морскими судами (с учетом перевозок портовым флотом) в 1998 г. сократились по сравнению с 1997 г. на 16,2% и составили 1,3 млн. чел.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу морским флотом составили 92 тыс. т. От стационарных источников предприятий морского транспорта в атмосферу поступило 103 тыс. т загрязняющих веществ, в основном пыль при перегрузке сыпучих грузов и продукты сгорания угля (см. табл. 4.2).

Объем сбросов сточных вод в 1998 г. уменьшился до 2,7 млн. м3, что связано в основном со снижением судозаходов в морские порты России.

Аварийных загрязнений и чрезвычайных ситуаций, нанесших значительный ущерб окружающей среде, на территориях и акваториях портов в 1998 г. не зарегистрировано.

Наибольший по масштабам разлив нефти (1061 кг) произошел в порту Туапсе, имели место три случая разлива свыше 200 кг нефти (390 кг – в порту Туапсе, 200 кг – в порту Новороссийск, 300 кг – в порту Ейск) и 30 случаев разливов нефти до 20 кг. Все указанные разливы были оперативно ликвидированы.

Важной экологической проблемой остается ликвидация старых судов и плавсредств, очистка морских акваторий и береговой линии от брошенных судов, общее количество которых составляет 14 тыс. ед.

Ространсинспекцией в 1998 г. выявлено 211 случаев экологических нарушений на морском транспорте. При инспектировании предприятий и судов на морском транспорте особое внимание уделялось контролю за выполнением экологических требований, установленных международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 и "Наставлением по предотвращению загрязнения с судов" (РД 34.04.23-94).

Мероприятия по охране окружающей среды на судах направлены прежде всего на предотвращение загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами, которые перевозятся в качестве груза, а также сточными водами, мусором и веществами, загрязняющими атмосферу.

В 1998 г. в пароходствах проведена работа по пересмотру "Судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью" с обязательным одобрением Российским морским Регистром судоходства.

Особое внимание уделяется надзору за судами на трассе Северного морского пути (СМП). Вызывает тревогу отсутствие в северных портах в достаточном количестве средств для ликвидации последствий аварийных разливов нефтепродуктов. Имеющееся оборудование не обновляется последние 10–12 лет и приходит в негодность, большое количество техники списано или законсервировано.

Ни в одном порту нет нефтемусоросборщиков, запасов диспергентов; полностью прекращен прием нефтесодержащих льяльных вод от морских судов. В связи с чем суда Мурманского морского пароходства, работающие на трассе СМП, в обязательном порядке сдают судовые отходы перед выходом на трассу.

Ликвидация разливов нефти в море в зоне ответственности Российской Федерации возложена на Госморспасслужбу России, которая состоит из центрального управления в Москве и восьми бассейновых аварийно-спасательных управлений, дислоцированных в портах: Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток, Корсаков, Петропавловск-Камчатский, Архангельск, Астрахань.

При этом в первых из пяти перечисленных управлений имеются специализированные подразделения по ликвидации разливов нефти в море, оснащенные техническими средствами и оборудованием, закупленными за рубежом в середине 80-х годов.

В течение 1998 г. подразделениями Госморспасслужбы России на бассейнах выполнено 16 операций по ликвидации разливов нефти, причем одна из них проводилась на берегу в нехарактерных для специализированных подразделений условиях. В результате проведения этих операций собрано около 500 т топлива с поверхности моря и на берегу.

Приоритетными задачами на 1998 г. являлись обеспечение технической, ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации атомных судов, обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, развитие материальной базы ГУ РТП "Атомфлот". Проблема с плавтехбазой "Лепсе" решается в рамках федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отходами, их утилизация и захоронение на 1996–2005 годы", а также программы ТАСИС Европейского Союза. Разработано техническое решение по извлечению отработавшего ядерного топлива. Заканчивается модернизация установки по переработке жидких радиоактивных отходов на ГУ РТП "Атомфлот". В 1998 г. на атомных судах и ГУ РТП "Атомфлот" ядерная и радиационная безопасность обеспечивалась полностью.

Внутренний водный транспорт. В навигацию 1998 г. на внутренних водных путях России общей протяженностью более 100 тыс. км эксплуатировалось 36,2 тыс. самоходных и несамоходных судов, принадлежащих различным акционерным обществам, судоходным компаниям, частным владельцам, государственным предприятиям и организациям.

Объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в 1998 г. снизился на 5,9% по отношению к уровню 1997 г. и составил 94,1 млн. т, пассажирских перевозок – на 25,6% (18,0 тыс. чел.).

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от речного флота сократились в 1998 г. примерно на 15% по сравнению с предыдущим годом (до 80 тыс. т), а от стационарных источников береговых служб увеличились на 7,5% – до 21,5 тыс. т (см. табл. 4.2).

Объем сточных вод на береговых объектах речного транспорта в 1998 г., несмотря на уменьшение объема транспортной работы, снизился незначительно (на 0,3%) и составил 7,7 млн. м3.

Строительство водоохранных объектов (специализированных причалов для сбора и обработки загрязнений с судов, очистных сооружений, сетей ливневой канализации, систем оборотного водоснабжения и т.д.) в 1998 г. не осуществлялось из-за отсутствия необходимых объемов финансирования и инвестиций.

Отходы производственных объектов речного транспорта возросли на 9,5% и составили: отходы потребления – 8338 т, отходы производства – 73,6 т, отходы очистных сооружений – 569 т.

Значительное изменение объема отходов потребления объясняется тем, что на большинстве предприятий улучшены контроль и регистрация образующихся на них отходов.

Как показал анализ статистической отчетности, 89,6% образующихся на предприятиях речного транспорта отходов передается другим предприятиям для захоронения или складирования и только 6% используется непосредственно предприятиями. Учитывая, что в общем объеме отходы I класса опасности составляют 0,8%, предприятия пренебрегают дополнительными возможностями для повышения своего экономического уровня за счет вторичного использования образовавшихся отходов.

В 1998 г. природоохранные расходы на речном транспорте составили около 11,7 млн. руб., в том числе на охрану и рациональное использование водных ресурсов – 10,5 млн. руб., на обращение с отходами производства и потребления – 939 тыс. руб., из них 428 тыс. руб. выплачено другим предприятиям за прием, хранение и уничтожение отходов.

Ространсинспекцией при взаимодействии с территориальными органами Госкомэкологии России и Госсанэпиднадзора России в 1998 г. выявлено 936 случаев экологических нарушений на речном транспорте.

Наиболее распространенной категорией нарушений является загрязнение речных вод нефтепродуктами, фекальными и сточными водами. Например, на Волго-Балтийском канале в 1998 г. выявлено 13 случаев загрязнения водной среды нефтепродуктами. Значительную экологическую опасность для водных объектов представляют брошенные, полузатопленные или затопленные суда и иные плавсредства. Только в Хабаровском крае выявлено 1725 таких плавсредств, причем владельцы 597 из них не установлены. В места отстоя и на судоразделочные базы выведено 253 объекта.

Внутренние водные пути России являются федеральной собственностью и содержатся в основном за счет ассигнований из федерального бюджета. Мероприятия, направленные на совершенствование транспортно-эксплуатационного состояния внутренних водных путей и на улучшение экологической обстановки, предусмотрены президентской программой "Внутренние водные пути России" на 1996–2000 годы. В частности, в Программе запланировано строительство 29 плавсредств экологического значения, в том числе 7 ед. самоходных очистительных станций комплексного назначения для приема и переработки загрязнений в местах отстоя флота и 22 ед. самоходных очистительных станций для сбора с судов загрязнений и передачи их на специализированные причалы.

В 1998 г. отсутствовало регулярное бюджетное финансирование Программы, не выделялись средства из федерального и территориальных экологических фондов на осуществление природоохранных мероприятий. Таким образом, сложное финансовое положение в стране может привести к существенному сокращению парка природоохранных технических средств и объектов и, следовательно, к ухудшению экологического состояния внутренних путей России.

В отчетном году Минтранс России осуществил значительный объем работ, связанных с консультативно-методологической помощью судовладельцам и речным портам в решении конкретных экологических проблем; с взаимодействием с центральными контролирующими органами по правовым и нормативным вопросам экологической безопасности судоходства и грузовых операций в портах. Так, совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России доработаны, утверждены и изданы "Санитарные правила и нормы для судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания" СанПиН 2.5.2-703-98, которые, в частности, установили порядок взимания платы за услуги, оказываемые зональным органам Госсанэпиднадзора на транспорте (водном и воздушном), в том числе и за преднавигационное освидетельствование плавсредств, принадлежащих государственным организациям речного транспорта.

Железнодорожный транспорт. Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России) проводит экологическую работу в отрасли, руководствуясь Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, а также постановлениями Правительства Российской Федерации о планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основой природоохранной работы является "Экологическая программа железнодорожного транспорта на 1996–2000 годы", главная цель которой – поэтапное приближение фактического загрязнения окружающей природной среды предприятиями железнодорожного транспорта к установленным предельно допустимым нормам за счет строительства очистных сооружений, совершенствования применяемых технологических процессов и перехода к экологически безопасным, ресурсосберегающим технологиям.

Для выполнения задач, предусмотренных программой, в 1998 г. осуществлялось строительство 27 природоохранных объектов. Из них 11 объектов введены в эксплуатацию, в том числе сооружения для очистки сточных вод общей производительностью 6,3 тыс. м3/сут.

На эти цели затрачено 82,6 млн. руб. капитальных вложений, в том числе на охрану и рациональное использование водных ресурсов 35,2 млн. руб., на охрану атмосферного воздуха 47,4 млн. руб.

Финансирование строительства природоохранных объектов велось только за счет собственных средств железнодорожных предприятий без государственной финансовой поддержки.

Основными направлениями проводимой работы по охране и рациональному использованию водных ресурсов являются: сокращение потребления воды питьевого качества на производственные нужды; снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты за счет повышения эффективности работы существующих локальных и узловых очистных сооружений, передачи сточных вод железнодорожных предприятий в централизованные системы коммунальной канализации, перевода технологических процессов на менее водоемкие или исключающие потребление воды; внедрение систем оборотного и повторного водоснабжения; сокращение утечек и потерь воды.

В результате реализации указанных мероприятий удалось сократить сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты по сравнению с 1997 г. на 16,9 млн. м3, или на 23,1%.

Испытаны новые коагулянты и флокулянты при очистке нефтесодержащих сточных вод железнодорожных предприятий, позволяющие повысить эффективность очистки более чем в 2–3 раза при их применении на существующих очистных сооружениях.

Продолжены работы по автоматизации и совершенствованию технологий очистки воды и стоков, включая реагентное хозяйство систем водоснабжения, решающие одновременно вопросы повышения качества очистки, увеличения водооборота на предприятиях и утилизации осадков.

В 1998 г. для нужд железнодорожного транспорта использовано 343,7 млн. м3 воды, что на 13,3%, или на 52,9 млн. м3 меньше предыдущего года. Объем оборотной и повторно используемой воды составил 128,0 млн. м3/год. Задействованные системы оборотного водоснабжения позволили сэкономить более 52% воды, забираемой на производственные нужды железнодорожными предприятиями.

Одной из важнейших задач, решаемых в рамках отраслевой экологической программы, является сокращение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух предприятиями железнодорожного транспорта.

В результате выполнения природоохранных мероприятий, направленных на более широкое применение на железнодорожном транспорте менее токсичных видов топлива, ликвидацию источников загрязнения, внедрение газопылеулавливающих устройств, удалось добиться снижения выбросов загрязняющих веществ на 22,9 тыс. т, или на 8,5% к уровню 1997 г. Из общего объема поступающих на очистку загрязняющих веществ улавливается и обезвреживается 109,0 тыс. т, или 30,6%.

В 1998 г. особое значение придавалось работе по снижению негативного воздействия передвижных источников железнодорожного транспорта на атмосферный воздух. Основное внимание уделялось совершенствованию технологических процессов работы тепловозов и разработке нейтрализаторов для обезвреживания выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами дизелей тепловозов.

В течение года проведены испытания макетных образцов нейтрализаторов вредных веществ отработавших газов тепловозов, разработана конструкторская документация на опытный образец нейтрализатора-глушителя для установки на тепловозе ТЭП-70.

Разрабатываемые нейтрализаторы рассчитаны на 1–2 года работы без замены блоков, их применение позволит снизить выбросы вредных веществ по оксидам азота на 40%, оксидам углерода и углеводородам – на 60–70, сажи – на 50–60%.

В целях совершенствования качества рабочих и технологических процессов работы дизелей тепловозов выполнены исследования влияния девяти различных факторов на стендах, в том числе обеспечивающих повышенную топливную экономичность и, следовательно, в наибольшей степени улучшающих экологические характеристики тепловозов.

Продолжены испытания маневрового тепловоза, работающего на сжатом газе. При работе такого тепловоза выбросы оксидов азота снижаются в 2 раза, углеводородов – в 3 раза, оксидов углерода – в 5–10 раз.

С 1998 г. на железных дорогах начаты работы по капитальному ремонту эксплуатируемых тепловозов 2М62М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У с продлением срока их службы до 15 лет: производится замена устаревших, малоэкономичных двухтактных дизелей 10Д100, 14Д40 на современные экономичные дизели типа Д49 производства АО "Коломенский завод". В результате повышается топливная экономичность отремонтированных тепловозов на 15%, улучшаются экологические показатели: токсичность отработавших газов снижается на 34%, дымность выпуска – на 12, звуковое давление – на 8%. Одновременно сводится к минимуму возможность утечки нефтепродуктов на земляное полотно.

В соответствии с обязательствами Российской Федерации перед государствами-участниками Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, проведены эксплуатационные испытания 5-вагонных рефрижераторных секций с холодильными установками, переведенными на экологически безопасный хладагент типа С 10. На основании результатов испытаний агрегатов ФАЛ-056 и ВР-1М разработаны технические условия на безопасный хладагент.

В 1998 г. продолжалась работа по охране и рациональному использованию земель железнодорожного транспорта. При этом большое внимание уделялось улучшению содержания железнодорожного земляного полотна и защитным лесонасаждениям вдоль линий железных дорог.

Земли железнодорожного транспорта России занимают более 950 тыс. га, в том числе под земляным полотном – 258,02 тыс., под лесными насаждениями в полосе отвода – 240 тыс., под естественными лесами в полосе отвода – 133 тыс., огороды и служебные наделы занимают 40 тыс. га.

Первостепенное значение придается сохранению лесных насаждений, повышению защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других природных свойств лесов на основе поддержания их надлежащего экологического состояния: охране лесов от пожаров, болезней и вредителей, осуществлению мер по опережающему лесовосстановлению.

На землях железнодорожного транспорта в 1998 г. осуществлена посадка новых лесонасаждений вдоль линий железных дорог на площади 32,1 га, высажено 33,7 тыс. деревьев и 29,3 тыс. кустарников.

В целях улучшения фитосанитарного состояния железнодорожного земляного полотна произведена очистка от сорной растительности 86,7 тыс. км, или 69,6% от развернутой длины путей. С помощью применения гербицидов было очищено 45,3 тыс. км (52,2%).

Для предотвращения загрязнения почвы при наружной обмывке пассажирских вагонов в 1998 г. по заказу МПС России Всероссийским институтом железнодорожного транспорта совместно с объединением "Хемалюкс" разработаны технические моющие средства нового поколения (КИМ, ФМС-К, ФМС-Щ, Яхонт, ПМК и др.). Эти моющие средства полностью разлагаются в почве на компоненты, безвредные как для человека, так и для окружающей среды. Испытания указанных моющих средств проведены на предприятиях Московской железной дороги и предложены для применения на железнодорожном транспорте.

В 1998 г. общая площадь земель, нарушенных при разработке нерудных полезных ископаемых и сооружении железных дорог, снизилась и составила всего лишь 14,3 га. Общая площадь нарушенных земель на 1 января 1999 г. составила 1266 га, из них отработано 209,2 га. Рекультивировано 34,0 га отработанных земель, в том числе 29,0 га (85,3%) под сельскохозяйственные угодья и лесные насаждения, для чего использовано плодородного слоя почвы более 10,5 тыс. м3.

Остается острой проблема отходов производства и потребления.

На предприятиях железнодорожного транспорта в течение 1998 г. образовалось 410,9 тыс. т токсичных отходов, из них 81,9% составляют отходы IV класса опасности (малоопасные: котельные шлаки, зола, металлом, строительные отходы), 18,1% – нефтешламы, замазученный грунт, отработанные масла, которые по своим свойствам относятся к III и II классам опасности.

Для снижения объема накопления отходов на предприятиях принимаются меры по внедрению безотходного производства, приобретается оборудование по регенерации и переработке отходов производства.

Меры, принятые на российских железных дорогах, позволили в 1998 г. в 1,5 раза сократить объемы отходов на территориях железнодорожных предприятий по сравнению с предыдущем годом.

Однако, несмотря на принимаемые меры, из-за отсутствия региональных полигонов для захоронения и переработки токсичных отходов, в отрасли имеются серьезные проблемы, особенно с отходами, содержащими нефтепродукты (нефтешламы, замазученный грунт).

В целях обеспечения экологической безопасности в полосах отвода, на перегонах, технических и пассажирских станциях на железных дорогах определены санитарные зоны при подъездах к городам и крупным населенным пунктам. Внедряется пакетный способ сбора бытовых отходов от пассажирских поездов.

Воздушный транспорт. Основные показатели воздействия гражданской авиации на окружающую среду в значительной степени отражают характер изменения объемов грузопассажирских перевозок авиакомпаний Российской Федерации, которые снижались в 1998 г. более высокими темпами, чем в 1997 г., когда наметилась тенденция выхода отрасли из кризисного положения, а по некоторым показателям даже незначительный рост. В отчетном году произошло уменьшение пассажирооборота по сравнению с 1997 г. на 10%, в том числе на международных и местных авиалиниях на 6% по каждому виду. Грузооборот составил 2,0 млрд. тонно-километров, или 79% к уровню предыдущего года.

При эксплуатации гражданских воздушных судов происходит загрязнение атмосферы отработавшими газами авиадвигателей вблизи аэропортов (приземные слои атмосферы) и на высотах крейсерского полета (верхние слои атмосферы). Производственно-хозяйственная деятельность аэропортов также влияет на окружающую среду: это – химическое загрязнение атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками (воздушные суда, автотранспорт, спецмашины); загрязнение и использование водных ресурсов; химическое и физическое воздействие на почву и растительность; акустическое (шумовое) и электромагнитное (физическое) загрязнение.

Выбросы вредных веществ в атмосферу от двигателей при эксплуатации воздушных судов гражданской авиации вносят основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в отрасли – на них приходится примерно 87% общего объема выбрасываемых воздушным транспортом вредных веществ. В 1998 г., по расчетно-экспертным оценкам, абсолютные показатели валовых выбросов вредных веществ составили 152 тыс. т (см. табл. 4.2), или на 12,6% меньше, чем в 1997 г. В наибольшей степени сократились выбросы несгоревших углеводородов (на 15%); выбросы оксидов азота уменьшились на 13, оксидов серы – на 12,5, оксида углерода – на 11,8%.

Следует отметить, что целевой системы учета выбросов загрязняющих веществ от воздушных судов в гражданской авиации не существует, хотя создание такой системы намечается. Поэтому приведенные ниже оценки получены на основании экономических показателей работы парка отечественных воздушных судов с разбивкой по типам и с использованием усредненных характеристик выбросов, присущих данному типу воздушных судов, и осредненных профилей полета и взлетно-посадочных циклов. Кроме того, для некоторых типов воздушных судов и авиадвигателей характеристики выбросов загрязняющих веществ не определялись путем измерений, и в расчетах использовались оценочные данные, степень неопределенности которых достаточно велика.

В целом по России объем выбросов вредных веществ в приземном слое атмосферы (до высоты 900 м) при выполнении самолетами взлетно-посадочных операций в районе аэропортов составил 50 тыс. т (33% общего объема выбросов), из них 29 тыс. т оксида углерода, 11 тыс. т несгоревших углеводородов, 8 тыс. т оксидов азота и 2 тыс. т оксидов серы. На высотах более 900 м выбросы вредных веществ оценены в 103 тыс. т (67% общего объема выбросов), в том числе 38 тыс. т оксида углерода, 7 тыс. т несгоревших углеводородов, 46 тыс. т оксидов азота и 12 тыс. т оксидов серы.

Вследствие сокращения объема воздушных перевозок выбросы в атмосферу вредных веществ от воздушных судов гражданской авиации снизились на 13% по сравнению с 1997 г., а по сравнению с 1990 г. – в 2,6 раза. При осуществлении требуемых законодательством мер по доведению уровней выбросов в авиадвигателях до требований отечественных и международных стандартов возможно уменьшение выбросов вредных веществ в приземном слое атмосферы, особенно оксида углерода и несгоревших углеводородов. Однако оценки этих тенденций могут претерпеть существенные изменения, если производить учет постоянно увеличивающихся объемов перевозок в воздушном пространстве России зарубежными воздушными судами, который отсутствует в настоящем и предыдущих докладах.

В зоне аэропортов с большой интенсивностью движения эксплуатация воздушных судов может стать причиной сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха, особенно по оксидам азота. Большинство крупных зарубежных аэропортов оборудованы системами слежения за качеством воздуха (мониторинг). Аналогичные меры планируются и для российских крупных аэропортов и аэропортов, расположенных в курортной зоне.

Загрязнение окружающей среды от стационарных источников при авиатранспортных операциях. Среди всех аэропортов России, число которых составляет около 700, существенное влияние на окружающую среду как на территории аэропорта, так и за ее пределами оказывают около 60 крупных аэропортов федерального значения. Эти аэропорты имеют стационарные источники прямого и косвенного воздействия на окружающую среду, которые функционируют в технологических процессах авиационно-технической базы, аэровокзального комплекса с привокзальной площадью, складов горюче-смазочных материалов, комплекса (цеха) бортового питания, грузового комплекса (склада), базы эксплуатации (ремонта) наземных машин и механизмов, пунктов теплоснабжения (котельная), мусоросжигательной станции (пункта), комплекса очистных сооружений, организованных и неорганизованных свалок и т.п.

Выбросами отработавших газов авиадвигателей, двигателей автомобилей и стационарных источников обусловлено химическое загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха. Количество вредных веществ, поступивших в 1998 г. в атмосферу от стационарных источников в аэропортах, составило 23,1 тыс. т/год (табл. 4.9), или на 5% меньше, чем в 1997 г.

Таблица 4.9
Основные показатели, характеризующие воздействие воздушного транспорта на окружающую среду на территории аэропортов
Показатель Ед. изм. 1997 г. 1998 г.
Атмосферный воздух (стационарные источники загрязнения)
Выделено вредных веществ, всего тыс. т 27,6 26,4
Выброшено вредных веществ в атмосферу, всего тыс. т 24,2 23,1
   в том числе:      
      твердых тыс. т 4,7 4,7
      жидких и газообразных тыс. т 19,5 18,4
Уловлено вредных веществ, всего % 12,3 12,5
   в том числе:      
      твердых % 16,0 16,0
      жидких и газообразных % 11,0 16,5
Оснащенность газоочистным оборудованием % 4,3 4,3
Водные ресурсы
Использовано воды, всего млн. м3 35,3 36,5
Объем оборотной и повторно используемой воды млн. м3 3,3  
Водоотведение в поверхностные водоемы, всего млн. м3 6,7 6,7
   в том числе:      
      загрязненных сточных вод (без очистки) млн. м3 1,8 2,0
Приведенная масса сброса со сточными водами вредных веществ усл. т 1770,0 1770,0
Оснащенность системами очистки производственных сточных вод % 18,1 18,0
Почвы
Образовалось твердых отходов, всего тыс. т 128,0 125,0
   в том числе:      
      производственных тыс. т 52,0 43,0
      бытовых тыс. т 74,0 79,9
      отходов, удаляемых из самолетов международных авиалиний тыс. т 2,0 2,1
Обезврежено твердых отходов, всего тыс. т 14,1  
Площадь земель, занятых твердыми отходами, всего тыс. м2 122,0 122,0
   в том числе:      
      специальных помещений тыс. м2 3,3 3,3
      организованных свалок тыс. м2 118,3 118,7
Приведенная масса вредных веществ, поступающих в почву, всего тыс. т 22,0 18,1
   в том числе:      
      углеводородов тыс. т 13,0 13,0
      тяжелых металлов тыс. т 0,07 0,07
      прочих тыс. т 8,93 5,03

Для стационарных источников в крупных аэропортах установлены нормативы ПДВ (ВСВ), которые охватывают более 60% наименований загрязняющих веществ, однако в аэропортах нет соответствующего контрольно-измерительного оборудования, и поэтому контроль за соблюдением нормативов выполняется эпизодически. Также официально не установлены санитарнозащитные зоны химического загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с новым СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96.

Для удовлетворения жизненных функций, гигиенических потребностей, технических нужд и комфортных условий пассажиров, персонала и окружающее среды крупные аэропорты имеют собственные системы водоснабжения и водоотведения. Суммарные объемы водопотребления и водоотведения аэропортами России приведены в табл. 4.9.

В связи с экономической нецелесообразностью эксплуатации мелких локальных очистных сооружений объем оборотной воды, используемой на технические нужды, снизился до 6,1%.

Аэропорты с производственными и хозяйственно-бытовыми сточными водами, как и в предыдущем году, сбросили в поверхностные водные объекты 1770 т различных веществ (нефтепродукты, этиленгликоль, поверхностно-активные вещества, тяжелые металлы и другие вредные примеси). Очистка производственных сточных вод составляет 18% от нормативной потребности.

Почвы на территории аэропортов загрязнены солями тяжелых металлов и органическими соединениями (хром, никель, марганец, цинк, железо, нефтепродукты, этиленгликоль).

Аэропорты являются источниками накопления различных твердых и жидких отходов потребления и производства. В большинстве случаев эти отходы не опасны в санитарно-гигиеническом отношении. Объемы накопления твердых отходов в 1998 г. составили: производственные отходы – 43 тыс. т, бытовые отходы – 79,9 тыс., отходы, удаляемые из самолетов международных авиалиний – 2,1 тыс. т. Отходами в аэропортах заняты специальные помещения площадью до 3,3 тыс. м2, а площадь открытых хранилищ (свалок) составляет 118,7 тыс. м2, из них только 18% специально подготовлены для хранения и накопления отходов.

Часть V. Раздел 3 Содержание Часть V. Раздел 5
Главная страница