Раздел 5

Отходы производства и потребления

На территории Российской Федерации к началу 1998 г. в отвалах и шламохранилищах, на полигонах и несанкционированных свалках накоплены десятки миллиардов тонн твердых отходов производства и потребления, среди которых определенную долю составляют экологически опасные токсичные промышленные отходы.

Неудовлетворительная ситуация с использованием, обезвреживанием и размещением промышленных и бытовых отходов обусловлена рядом объективных причин. Прежде всего, это крайне недостаточное финансирование строительства установок по обезвреживанию и использованию отходов, объектов их размещения, а также реконструкции либо рекультивации существующих объектов размещения отходов, ликвидации несанкционированных мест их размещения.

В Ярославской области, например, на предприятии ОАО "Славнефть-ЯНПЗ им. Д. И. Менделеева" отходы нефтепереработки (кислые гудроны) накапливаются в прудах-накопителях. В результате разрушения берега р. Волга и переполнения прудов-накопителей, фильтрации кислого гудрона в подземные воды возникла реальная угроза экологической катастрофы. Общий объем отходов в прудах-накопителях на предприятии превышает 700 тыс. т.

Крупнейший полигон ТБО "Тимохово" в Ногинском районе Московской области, размещение и эксплуатация которого в 60–80-х годах осуществлялись с грубыми нарушениями экологических требований, является потенциальным источником загрязнения водоносных горизонтов – источников питьевого водоснабжения. Периодически случаются прорывы фильтрата из прудов-накопителей в поверхностные водоемы. Проектный срок эксплуатации данного объекта истек около 10 лет назад, однако он и сегодня остается одним из основных мест размещения бытовых и приравненных к ним отходов г. Москва и Московской области.

Информация об объемах образования, использования, обезвреживания и размещения токсичных отходов в Российской Федерации, в субъектах Федерации и на предприятиях различных отраслей экономики содержится в годовой форме статистической отчетности Госкомстата России № 2-тп "Токсичные отходы", охватывающей в настоящее время более 8 тыс. предприятий (табл. 5.1).

Таблица 5.1
Образование, использование и размещение токсичных отходов в Российской Федерации в 1998 г., т
Наименование видов и классов опасности отходов Наличие на начало 1998 г. Образовалось за 1998 г. Использовано и обезврежено Передано для использования, обезвреживания, хранения и захоронения Размещено на территории, принад лежащей предприятию Наличие на конец 1998 г.
всего % от количества образовав-
шихся отходов
Отходы всех классов опасности 1691317758 107062155 42169761,1 39,4 18253231,4 244120288,4 1705727022,5
I класс опасности, всего 2661534,97 250052,9 27394,5 11,0 12044,7 217785,0 2739377,5
   отходы
   гальванических
   производств
4775,82 7459,349 7289,6 97,7 620,824 2883,485 4227,486
   ртуть 3977,2 1973,5 1676,9 85,0 1793,3 1379,5 3198,5
   хлорорганика 11390,398 4810,872 4755,991 98,9 38,269 181,732 11395,01
   хром
   шестивалентный
2594251,2 80583,802 1251,345 1,6 241,17 79229,013 2673340,74
   прочие отходы
   I класса
   опасности
47140,4 155225,3 12420,7 8,0 9351,1 134111,187 47210,8
II класс опасности, всего 129066037,7 2334089,4 995575,6 42,7 299310,4 2188298,4 129603870,2
   кубовые остатки 45459,233 26895,7 19537,2 72,6 7527,103 5274,72 47068,852
   нефтепродукты 236631,015 313354,5 277694,9 88,6 196733,726 45885,9 272690,7
   мышьяк 124698467,4 505977,922 1173,707 0,2 0,322 504809,962 125203270,5
   серная кислота 887319,642 292603,203 277966,3 95 24596,861 12560,612 870937,757
   прочие отходы
   II класса
   опасности
3198160,431 1195258,169 419203,5 35,1 70432,8 9647556,3 3209902,296
III класс опасности, всего 50813250,0 11354834,4 9165231,8 80,7 1677157,2 9647556,3 50857770,8
   нефтешламы 2650217,265 522646,8 461464,8 88,3 113445,2 851826,7 2573327,9
   медь 92190,624 14670,436 11482,77 78,3 6548,5 84403,7 9393,751
   свинец 29855, 8 19729,4 42428,7 215,1 24348,3 7648,3 32363,95
   цинк 325294,7 53611,8 47430,1 88,5 3065,739 232925,568 328553,393
   прочие отходы
   III класса
   опасности
47715691,6 10744176,0 8602425,4 80,1 1529749,4 8470752,0 47914131,8
IV класс опасности, всего 1508776935,0 93123178,3 31981559,2 34,3 16264719,1 232066647,7 1522526004,0

Таким образом, в хранилищах, накопителях, складах, могильниках, полигонах, на свалках и других объектах находится 1691 млн. т токсичных отходов производства и потребления, из них 2,66 млн. т отходов I класса опасности, в том числе 4 тыс. т ртути, 4,8 тыс. т отходов гальванических производств, 11,4 тыс. т хлорорганики, 2,6 млн. т шестивалентного хрома и др.

За 1998 г. в целом по Российской Федерации в процессе производства и потребления образовалось 107,1 млн. т токсичных отходов, из которых использовано и полностью обезврежено 42,2 млн. т (39,4%), захоронено – 39,4 млн. т. С учетом поступлений и передачи на дальнейшее использование, хранение или захоронение на специальных объектах, принадлежащих предприятиям, к началу 1999 г. на предприятиях в наличии было 1705,7 млн. т токсичных отходов, т.е. их прирост за год составил 14,4 млн. т.

Оценивая динамику изменения количества токсичных отходов на начало и конец 1998 г., можно сделать вывод о том, что годовой прирост токсичных отходов в целом по Российской Федерации составил 0,9%, в то время как прирост токсичных отходов I класса опасности – 3,0, II класса – 0,4, III класса опасности – 0,1, IV класса – 1%. Опережающие темпы накопления наиболее опасных отходов обусловлены более высоким уровнем затрат на их обезвреживание, и можно предположить, что в условиях экономического кризиса наблюдаемая ныне тенденция в ближайшие годы сохранится.

На конец 1998 г. в промышленности общий объем токсичных отходов составил 1692,6 млн. т, т.е. увеличился более чем на 33,0 млн. т. Использовано в собственном производстве 30,0 млн. т отходов, полностью обезврежено 9,3 млн. т. Процент использованных и обезвреженных отходов от общего объема образовавшихся за год токсичных отходов в среднем по промышленности составил 38,5%, наибольший – в черной металлургии – 80,1% (см. рис. 5.1). Около 18 млн. т отходов было передано для использования и складирования на другие предприятия.

Рис. 5.1
Рис. 5.1. Использовано и обезврежено токсичных отходов, % от общего объема образовавшихся за 1998 г. токсичных отходов

Отраслевая структура образования, использования и обезвреживания токсичных отходов промышленного производства выглядит следующим образом:

Отрасль промышленности Образование токсичных отходов, % Использование и обезвреживание токсичных отходов, %
Промышленность 100 100
Электроэнергетика 8,5 0,5
Топливная промышленность 17,0 3,5
Черная металлургия 33,7 69,9
Цветная металлургия 20,1 6,9
Химическая и нефтехимическая промышленность 7,9 2,8
Машиностроение и металлообработка 3,2 3,2
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 1,1 1,3
Промышленность строительных материалов 6,4 8,5
Легкая промышленность 0,1 0,1
Пищевая промышленность 0,6 0,1
Микробиологическая промышленность 0,1 0,3
Медицинская промышленность 0,1 0,1
Прочие отрасли промышленности 1,3 2,8

Ниже представлена структура размещения токсичных отходов производства по отраслям промышленности:

Отрасль промышленности Размещено токсичных отходов, %
в места хранения в места захоронения
Промышленность 100 100
Электроэнергетика 53,0 7,9
Топливная промышленность 2,1 72,5
Черная металлургия 3,4 2,0
Цветная металлургия 7,3 7,4
Химическая и нефтехимическая промышленность 30,2 6,4
Машиностроение и металлообработка 1,7 1,6
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 0,1 0,9
Промышленность строительных материалов 1,9 0,7
Пищевая промышленность 0,1 0,2
Прочие отрасли промышленности 0,1 0,2

Отходы, не подлежащие использованию и переработке, направляются на хранение и захоронение. Из учтенных статистикой мест захоронения отходов (в целом по России их 2,4 тыс.) около 70% отвечают действующим нормативам.

В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов широко распространена практика размещения промышленных отходов в местах неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. Объемы размещения токсичных отходов на несанкционированных свалках постоянно растут.

Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды – решение проблем обезвреживания и переработки бытовых и промышленных отходов.

В таблице 5.2 представлены данные об образовании, использовании и обезвреживании токсичных отходов производства и потребления в субъектах Федерации в 1998 г. по отраслям экономики – промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству (по данным Госкомстата России).

Таблица 5.2
Образование, использование и обезвреживание токсичных отходов в Российской Федерации в 1998 г., т
Субъект Российской Федерации Промышленность Сельское хозяйство
образовалось использовано и обезврежено образовалось использовано и обезврежено
Российская Федеpация 101872654,916 39253988,281 2032155 1494263
Северный район 17834595,49 9747415,973 159897,3 118354
Республика Kоми 6034737,771 75717,744 159147,7 118140,6
Республика Kарелия 67188,175 53495,701 571,323 41,995
Архангельская область 393803,381 71191,861 0 0
Hенецкий автономный окpуг 8,98 6 0 0
Вологодская область 11331691,045 9538117,194 0 0
Мурманская область 7175,118 8893,473 178,294 171,463
Северо-Западный район 3631293,351 2062145,805 1223096 1005374
г. Cанкт-Петербург 589589,626 73767,78 137112,7 105888
Ленинградская область 1450125,563 393486,292 1084135 897800,5
Hовгородская область 1588693,945 1594094,876 1848,285 1685,978
Псковская область 2884,217 796,857 0 0
Центральный район 5337509,481 3150348,97 33797,31 33164,89
Брянская область 10788,956 602,251 0 0
Владимирская область 2046173,927 1796722,145 2255,155 1641,641
Ивановская область 22746,724 7256,006 0 0
Kалужская область 24521,442 6327,775 55,8 21
Kостромская область 2719,211 243,47 0 0
г. Москва 39529,795 27910,482 0 0
Московская область 501068,385 178284,905 11,965 1,267
Орловская область 53054,007 8460,261 0 0
Рязанская область 400944,272 5514,012 0 0
Смоленская область 550175,027 24308,781 31353,15 31498,49
Тверская область 80991,166 18475,428 90,346 0
Тульская область 1393438,911 915241,944 30,9 2,5
Ярославская область 211357,658 161001,51 0 0
Волго-Вятский район 746074,702 712238,501 273,218 61,491
Республика Марий Эл 7616,638 32,285 0 0
Республика Мордовия 5764,021 436,34 0 0
Чувашская Республика 438423,206 239398,454 93,455 45,227
Kировская область 61157,049 3265,993 142,658 2,007
Hижегородская область 233113,788 469105,429 37,105 14,257
Центрально-Черноземный район 5146989,066 2414159,233 3,552 2,85
Белгородская область 408154,669 14500,207 0 0
Воронежская область 252755,336 7484,484 0 0
Kурская область 205047,168 33331,377 0 0
Липецкая область 4272107,622 2354809,944 0 0
Тамбовская область 8924,271 4033,221 3,552 2,85
Поволжский район 3599661,005 1107866,539 136545 128659,6
Республика Татарстан 274285,787 48615,619 114523,6 113133,2
Астраханская область 39243,238 42252,507 5478,643 5387,832
Волгоградская область 1249875,206 248546,196 0 0
Пензенская область 130052,036 80672,266 0 0
Самарская область 713289,231 446881,553 0 0
Саратовская область 1140386,224 220897,393 16539,14 10138,61
Ульяновская область 52529,283 20001,005 3,593 0
Северо-Kавказский район 1176650,937 601688,897 135840,7 50585,79
Республика Адыгея 1829,711 145,077 5485,56 6478,779
Республика Дагестан 229,957 11,879 0,001 0
Kабардино-Балкарская Республика 504865,161 424,819 0 0
Kарачаево-Черкесская Республика 167387,92 378812,016 16722,06 267,082
Республика Северная Осетия-Алания 160890,806 126837,972 113324,3 42513,4
Kраснодарский край 112786,368 12975,146 210,291 96,943
Ставропольский край 68047,109 2831,906 0 0
Ростовская область 160613,905 79650,082 98,544 1229,585
Уральский район 30729988,878 12700070,474 293394,6 112018,6
Республика Башкортостан 4737040,27 409543,743 92432,59 17129,81
Удмуртская Республика 933351,391 77460,212 416,488 0
Kурганская область 31107,599 3843,042 667,659 180,823
Оренбургская область 7037635,149 764644,158 0 0
Пермская область 313019,535 81361,803 0 0
Свердловская область 3097250,059 2446928,475 199877,9 94708
Челябинская область 14580584,875 8916289,041 0 0
Западно-Сибирский район 17634666,21 3986746,638 37740,22 35096,46
Алтайский край 380705,602 151902,616 0 265
Kемеровская область 14598483,015 3503430,627 0 0
Hовосибирская область 215077,976 35092,514 3852,506 515,493
Омская область 1831905,587 26245,635 25596,57 26161,1
Томская область 367773,931 6488,995 0 0
Тюменская область 240720,099 263586,251 8291,139 8154,867
Ханты-Мансийский автономный окpуг 131694,548 250708,256 139,95 6,04
Ямало-Hенецкий автономный окpуг 103292,772 6924,1 0 0
Восточно-Сибирский район 13339387,901 2580502,738 1032,583 516,709
Республика Бурятия 1494,028 217,864 0 0
Республика Тыва 64,4 0 0 0
Республика Хакасия 5951,306 1287,366 47,983 52,709
Kрасноярский край 11395697,41 2207473,36 0 0
Иркутская область 718239,159 340932,538 0 0
Читинская область 1217941,598 30591,61 984,6 464
Дальневосточный район 2694784,024 190529,264 10172,59 10135,9
Республика Саха (Якутия) 2125,234 4165,607 11 18
Евpейская автономная область 13080,633 17841,76 0 0
Чукотский автономный окpуг 256,66 253,36 0 0
Приморский край 1796179,708 156009,294 0 0
Хабаровский край 53216,132 6727,509 0 0
Амурская область 1,47 1,133 0 0
Kамчатская область 9323,654 1437,129 8346,328 8411,952
Kоpякский автономный окpуг 2038,28 1002,88 0 0
Магаданская область 637369,889 158,392 3,2 3,2
Сахалинская область 183230,644 3935,08 1812,059 1702,743
Kалининградская область 1053,871 275,249 362,1 292,4

Продолжение таблицы 5.2
Субъект Российской Федерации Транспорт ЖKХ
образовалось использовано и обезврежено образовалось использовано и обезврежено
Российская Федеpация 448381,1 146773,4 2143410 1157466
Северный район 14337,76 5538,691 185607,6 43962,27
Республика Kоми 5107,116 2729,346 53682,45 18675,75
Республика Kарелия 4130,888 722,727 3335,122 1066,515
Архангельская область 1725,288 816,406 0 0
Hенецкий автономный окpуг 0 0 0 0
Вологодская область 1511,557 476,26 101683,5 529,076
Мурманская область 1862,913 793,952 26906,57 23690,93
Северо-Западный район 89220,78 17026,68 822412,2 666195,3
г. Cанкт-Петербург 40078,39 1593,064 596974,9 389461,8
Ленинградская область 20227,8 3456,494 153050,7 258199,8
Hовгородская область 28065,29 11940,71 34502,71 15133,91
Псковская область 849,297 36,412 37883,84 3399,83
Центральный район 40765,64 4824,298 346182,6 47270,01
Брянская область 926,539 302,883 0 0
Владимирская область 3853,755 625,619 11753,18 6655,299
Ивановская область 4,287 0,131 0 0
Kалужская область 3850,571 574,95 900,05 73,07
Kостромская область 1162,546 508,7 0 0
г. Москва 1235,456 106,72 478,469 142,109
Московская область 109,942 3,433 6516,181 574,46
Орловская область 1053,444 114,974 283885,6 0,234
Рязанская область 5209,635 155,745 105,369 60,732
Смоленская область 5918,205 1169,21 3120,639 977,853
Тверская область 5845,521 230,187 46,886 4,9
Тульская область 410,112 809,8 509,11 9,73
Ярославская область 11185,63 221,946 38867,12 38771,62
Волго-Вятский район 12867,14 1713,798 4535,72 329,039
Республика Марий Эл 0 0 0 0
Республика Мордовия 17,572 14,972 0 0
Чувашская Республика 1703,236 179,863 204,568 17,84
Kировская область 294,745 232    
Hижегородская область 10851,58 1286,963 4331,152 311,199
Центрально-Черноземный район 16130,44 1046,029 31499,52 5,28
Белгородская область 68,7 80 850 0
Воронежская область 14512,35 450,432 30643,84 0
Kурская область 471,637 131,56 0 0
Липецкая область 307,78 43,711 0 0
Тамбовская область 769,978 340,326 5,676 5,28
Поволжский район 95073,99 10497,96 186744,9 3089,487
Республика Татарстан 3361,324 717,135 950,035 137,886
Астраханская область 22122,27 2723,99 7852,974 19,107
Волгоградская область 21431,27 30,437 0 0
Пензенская область 4575,79 137,698 76934,02 55,613
Самарская область 4944,202 107,886 2628,83 207,93
Саратовская область 37610,79 6632,14 53553,97 2575,962
Ульяновская область 1028,346 148,676 44825,08 92,989
Северо-Kавказский район 6749,303 23497,29 101950 18306,2
Республика Адыгея 3,4 0,4 0,596 13700,65
Республика Дагестан 26,001 0 0 0
Kабардино-Балкарская Республика 38,2 0 0 0
Kарачаево-Черкесская Республика 109,371 31,162 4873,814 55,082
Республика Северная Осетия-Алания 0 0 154,146 65,725
Kраснодарский край 2806,83 23005,41 20027,72 95,517
Ставропольский край 2603,652 70,92 46395,1 3,4
Ростовская область 1161,849 389,392 30498,61 4385,826
Уральский район 50436,39 8393,773 296723,6 343236,6
Республика Башкортостан 16049,71 2290,229 25317,6 253,205
Удмуртская Республика 490,426 131,517 224910,4 340724,6
Kурганская область 4796,727 1611,374 1069,766 1384,272
Оренбургская область 5189,668 776,832 14992 0
Пермская область 2161,227 86,6 0 0
Свердловская область 7007,835 1790,951 728,348 390,52
Челябинская область 14740,79 1706,27 29705,48 483,946
Западно-Сибирский район 63468,91 28642,66 83535,7 16250,15
Алтайский край 595,386 433,014 1020,002 0,002
Kемеровская область 2599,508 580,373 0 0
Hовосибирская область 19343,87 9333,847 53271,22 14547,23
Омская область 19400,19 11410,14 9563,265 1189,029
Томская область 5664,241 3603,44 1896,08 442
Тюменская область 15865,72 3281,845 17785,14 71,887
Ханты-Мансийский автономный окpуг 10295,84 153,835 1557,305 1,22
Ямало-Hенецкий автономный окpуг 4901,45 2752,875 16210,32 58,925
Восточно-Сибирский район 49131,32 26013,04 44621,17 6308,938
Республика Бурятия 626,167 193,915 0 0
Республика Тыва 0 0 0 0
Республика Хакасия 76,341 10,363 2,538 2,168
Kрасноярский край 1308,385 65,7 17434,5 1,8
Иркутская область 28476,97 16757,56 0 0
Читинская область 18643,45 8985,5 26041,94 6304,77
Дальневосточный район 8710,585 5561,084 38005 11944,57
Республика Саха (Якутия) 849,977 109,639 33,932 24,862
Евpейская автономная область 905,4 0 2500,517 843
Чукотский автономный окpуг 83,52 40,55 24,4 21,5
Приморский край 2491,306 2542,181 465,318 36,486
Хабаровский край 1804,049 1537,238 0 0
Амурская область 348,313 10,9 0 0
Kамчатская область 1343,502 662,47 21908,07 8178,173
Kоpякский автономный окpуг 313,5 312,5 14406,85 5576,453
Магаданская область 8,047 1,994 0 0
Сахалинская область 876,471 656,112 13072,76 2840,547
Kалининградская область 1488,9 14018,1 1592 568

Из данных табл. 5.2 следует, что наибольшее количество токсичных отходов образовалось в 1998 г. на предприятиях промышленности в Кемеровской и Челябинской областях, Красноярском крае; на объектах сельского хозяйства – в Ленинградской и Свердловской областях, Республике Коми; на предприятиях транспорта – в г. Санкт-Петербург, Саратовской и Иркутской областях; в ЖКХ – в г. Санкт-Петербург, Орловской области и Удмуртской Республике.

Из-за недостаточной экономической заинтересованности предприятий, низкого технического уровня применяемых технологий, дефицита средств и современного оборудования переработке и использованию подвергаются лишь несколько десятков видов отходов. В связи с этим темпы их образования и накопления (в том числе и крупнотоннажных отходов) на территории России остаются прежними. Наличие значительных объемов вредных отходов требует создания эффективных технологий для переработки и обезвреживания. Одним из наиболее эффективных является термический метод обезвреживания отходов. В частности, для переработки супертоксикантов, содержащих хлор и фтор, применяются экологически чистые высокотемпературные плазмохимические методы.

Много ценного сырья не используется и поступает в отвалы при добыче полезных ископаемых. Снижение полноты и комплексности извлечения попутных компонентов руд, а также использование техногенных отходов ведет к увеличению размеров экологического ущерба. К настоящему времени количество учтенных горнопромышленных отходов, хранящихся в отвалах на территории России, превышает 36 млрд. т. Объемы использования этих отходов существенно сократились, расчеты на увеличение масштабов их применения в строительной индустрии не оправдались. Темпы рекультивации земель, нарушенных горнодобывающей промышленностью, остаются низкими.

Растительному покрову нанесен значительный ущерб в результате бесконтрольного захламления территорий производственными отходами, строительным и бытовым мусором, особенно в окрестностях городов и населенных пунктов, придорожных участков, стоянок автотранспорта.

Продолжается загрязнение рек отходами угледобывающей и лесоперерабатывающей промышленности, коммунального и сельского хозяйства.

На тепловых электростанциях, работающих на твердом топливе, образуется около 40 млн. т золошлаковых отходов. В 1998 г. 1900 тыс. т этих отходов было использовано, однако из-за отсутствия потребителей мощности по отбору сухой золы на ТЭС загружены только на 14%. Около 50% токсичных отходов, образовавшихся в отчетном году, использовано и обезврежено на АЭС или передано на переработку другим предприятиям. Остаток на конец года составил 5966 т.

Для нефтедобывающей промышленности одной из актуальнейших проблем является комплексная переработка нефтешламов. Большое количество ранее образовавшихся отходов находится в шламонакопителях, вопрос об их переработке или использовании не решен.

Значительную проблему представляют собой твердые бытовые отходы. В 1998 г. службами ЖКХ вывезено около 130 млн. м3 твердых бытовых отходов, из которых только 3% перерабатывается промышленными методами (на мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводах), остальные вывозятся для захоронения на полигоны твердых бытовых отходов и свалки. В связи с этим представляется целесообразным разработать и постепенно внедрить в городах России систему раздельного сбора отходов стекла, металлов, пластмасс, дерева, бумаги и т. д., что позволит обеспечить их переработку и вторичное использование.

На территории аэропортов в 1998 г. объем накопленных твердых отходов составил 123 тыс. т, которыми заняты специальные помещения и свалки, из них только 18% специально подготовлены для хранения отходов.

Остается острой проблема отходов производства и потребления для предприятий железнодорожного транспорта.

В сельском хозяйстве Российской Федерации существует проблема, связанная с наличием запрещенных и пришедших в негодность пестицидов. Их физическое состояние, неопределенность химического состава, неудовлетворительные условия хранения представляют потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья людей. Обезвреживание пестицидов до настоящего времени практически не проводилось.

Опасными источниками загрязнения окружающей среды являются отходы животноводства, особенно навозные стоки крупных животноводческих ферм и комплексов, которых ежегодно накапливается до 150 млн. т.

Значительное влияние на загрязнение окружающей среды оказывают биологические отходы (трупы, мертворожденные животные, отходы мясоперерабатывающей промышленности и др.), которые могут являться опасными источниками загрязнения почв и водных объектов, создают напряженную санитарно-гигиеническую обстановку и требуют специальных мер по обезвреживанию.

Столь же актуальна проблема переработки сотен миллионов тонн осадков от водопроводных и канализационных станций очистки вод.

Все этапы образования, накопления, транспортировки, обезвреживания, использования, переработки и захоронения токсичных производственных отходов, контроль экологической ситуации в местах их размещения должны быть регламентированы единой системой вневедомственного нормирования, дополненной процедурой ее обязательного исполнения и контроля.

В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и окружающую природную среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья 24 июня 1998 г. принят Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1998 г. № 1360-р утвержден план подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации этого Закона, предусматривающий разработку проектов документов: "О порядке лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами"; "О порядке трансграничного перемещения отходов"; "О порядке паспортизации опасных отходов"; "О порядке ведения государственного реестра объектов размещения отходов и государственного кадастра отходов"; "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Под руководством и контролем территориальных органов Госкомэкологии России совершенствуется система учета и контроля обращения с отходами на каждом конкретном предприятии, разрабатываются лимиты образования и размещения отходов, взимаются платежи за их размещение. В основу взимания платы за размещение отходов положен принцип воздействия отходов на окружающую среду.

Государственная политика в сфере обращения с отходами ориентируется на создание системы управления отходами, внедрение перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов. Одно из направлений в данной сфере – экономия природных ресурсов за счет максимально возможного вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

Достижению указанных целей служат мероприятия, реализуемые в рамках федеральной целевой программы "Отходы" (государственный заказчик – Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды).

Выполнение программных мероприятий по переработке и обезвреживанию отходов предполагает: перерабатывать ежегодно около 55 млн. т отходов; достигнуть экономии первичного сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов на 20–25%; сократить площади земель, отчуждаемых под полигоны, отвалы и хранилища отходов, и ввести в хозяйственный оборот крупные земельные угодья, в прошлом занятые отходами; создать рынки ресурсосберегающих и малоотходных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов.

Реализация мероприятий программы должна способствовать решению социальных проблем вследствие существенного сокращения негативного воздействия отходов на окружающую природную среду в районах их образования и размещения. Это позволит предотвратить уничтожение животного и растительного мира, увеличить продуктивность сельского хозяйства, высвободить для хозяйственных нужд десятки тысяч гектаров земель, создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения. В итоге будут снижены социальная напряженность в регионах с экологически неблагоприятной ситуацией и миграция населения из экологически неблагоприятных регионов в регионы с лучшими условиями проживания.

Регулирование в области импорта и экспорта отходов ведется в соответствии с обязательствами России по Базельской конвенции. Госкомэкологией России осуществляется работа по контролю за перевозками опасных отходов.

В 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" в Госкомэкологии России продолжались работы по выдаче разрешений на экспорт/импорт и транзит опасных отходов. В 1998 г. выдано 606 разрешений на трансграничные перевозки опасных отходов и решений для продукции, не относящейся к категории опасных отходов, регулируемых вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации. Из общего количества разрешений на трансграничные перевозки отходов выдано на транзит 288 разрешений (47,5%), на импорт – 172 разрешения (28,4%), на экспорт – 146 разрешений (24,1%).

Всего в 1998 г. в Российскую Федерацию Госкомэкологией России планировалось (по данным заключенных контрактов) ввезти 4940,8 т отходов (без учета гранулированного шлака). Это: стружка хромовая – 2000 т; рыбные отходы – 166 т; зола сланцевая циклонная – 180 т; титановый шлак – 1000 т; ванадийсодержащая зола – 500 т; отходы, содержащие ванадий для производства феррованадия – 500 т; отходы стекла – 300 т; свинецсодержащие отходы – 133 т; отходы фторопласта – 7,7 т; титановые отходы – 20 т; резиновый скрап – 128 т; отходы полевого шпата – 6,1 т. Значительную долю в импорте (более 50%) составляют шины, бывшие в употреблении, но сохранившие свои потребительские свойства и пригодные для дальнейшей эксплуатации (ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки". – Москва, 1995).

Импорт отходов осуществлялся с целью их использования в технологических циклах действующих производств. Так, титановый шлак применяется для извлечения оксида титана в производстве титана губчатого и в качестве компонента при изготовлении флюсов сварочных электродов; ванадийсодержащую золу используют в составе агломерационной шихты для получения ванадийсодержащего агломерата; зола сланцевая используется в качестве тампонажного материала в технологии цементирования скважин; гранулированный шлак полностью используется в дорожном строительстве.

Экспорт отходов в 1998 г. составил 212,355 тыс. т. Наибольшие объемы экспортируемых из Российской Федерации отходов представлены следующими видами: гранулированный шлак – 101,0 тыс. т; отходы, содержащие алюминий – 63,21 тыс. т; свинецсодержащие отходы – 23,468 тыс. т; медьсодержащие шлаки – 10,70 тыс. т; лом и отходы цветных металлов и сплавов – 8,188 тыс. т. Кроме того, в меньших количествах экспортировались отработанные катализаторы; цинксодержащий шлак; отходы ферросплавного производства; отходы пластмасс, полиэтилена, полиуретана, полипропилена; отходы вискозной нити; отходы полиамидных волокон; гартцинк, изгарь свинцовая; шламы сернокислотного производства; отходы рогов животных; обрезки невулканизированного корда. В 1998 г. на металлолом экспортировано 7 плавсредств. Вышеназванные отходы экспортировались в следующие страны: Германия, Великобритания, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Италия, Испания, Чехия, Словения, Болгария, США, Китай, Турция, Япония, Тайвань, Пакистан, Украина, Казахстан, Узбекистан, Эстония, Кыргызстан.

Транзит представлен в основном бывшими в употреблении шинами. Единичные случаи – транзит шлаков, содержащих медь, титан и алюминий.

Экологический контроль за обращением с отходами, осуществляемый территориальными органами Госкомэкологии России, охватывает все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, переработкой, транспортировкой и захоронением отходов производства и потребления.

Часть V. Раздел 4 Содержание Часть V. Раздел 6
Главная страница