РУКОВОДСТВО. Министерство Экологии и Природопользования ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

от 1 января 1992 года

Министерство Экологии и Природопользования

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

РУКОВОДСТВО

от 1 января 1992 года

по проведению оценки воздействия на окружающую

среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке

технико-экономических обоснований и проектов

строительства (реконструкции, расширения и

технического перевооружения) хозяйственных

объектов и комплексов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство

разработано:

(а) для методического обеспечения проведения оценки воздействия

на окружающую среду (ОВОС) при подготовке и принятии решений о

развитии производительных сил*;

----------------

* В том числе, при подготовке материалов по выбору площадки,

технико-экономических обоснований и проектов строительства

(расширения, реконструкции, технического перевооружения)

народнохозяйственных объектов и комплексов, независимо от форм

собственности, их сметной стоимости и функционального назначения,

если другое не оговорено законодательством РСФСР.

(б) в развитие "Временной инструкции о порядке проведения

оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-

экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства

народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной

Госкомприродой СССР 18 мая 1990 года, а также отраслевых нормативных

документов о порядке проведения ОВОС, приведенных в приложении 1 ;

(в) в дополнение к действующим нормативно - правовым и

инструктивно - методическим документам, регламентирующим

проектирование с учетом требований природоохранительного

законодательства Российской Федерации*;

----------------

* В частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.

(г) в соответствии с Международной конвенцией об оценке

воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой

странами Европейской экономической комиссии 25 февраля 1991 года

(Финляндия);

(д) Управлением экологических нормативов и методического

обеспечения экспертизы Государственной экологической экспертизы

Минприроды РСФСР;

предназначено для:

(а) организаций - заказчиков проектной документации

(инициаторов деятельности), представляющих гарантии обществу по

предотвращению (смягчению) отрицательных экологических последствий

реализации намечаемой деятельности;

(б) организаций - разработчиков проектной документации

(подрядчиков), представляющих гарантии заказчикам по обеспечению

экологической безопасности реализации намечаемой деятельности;

(в) органов государственного контроля (и надзора) в области

природопользования и охраны окружающей среды;

(г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к

проведению ОВОС;

(д) заинтересованных общественных организаций и лиц,

принимающих участие в обсуждении проектных замыслов и результатов

ОВОС на всех стадиях проектирования;

(е) подразделений ведомственной и вневедомственной экспертизы

проектов и смет;

определяет:

(а) назначение ОВОС в системе подготовки и принятия

хозяйственных решений;

(б) принципы ОВОС;

(в) ответственность за организацию и проведение ОВОС;

(г) порядок проведения общественных слушаний;

(д) процедуры ОВОС при разработке проектной документации;

(е) порядок оформления результатов ОВОС.

1.2. Главной целью введения ОВОС в процесс проектирования

является создание условий для:

(1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых преимуществ

и потерь экологического, экономического и социального характера,

связанных с хозяйственным развитием;

(2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих:

(а) недопущению деградации окружающей среды;

(б) обеспечению социально-эколого-экономической

сбалансированности хозяйственного развития;

(в) улучшению условий жизни людей;

(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных

неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого

или приемлемого уровня.

1.3 Понятия, термины и определения

1.3.1. Оценка воздействия на окружающую среду* (ОВОС) - это:

----------------

* Понятие "окружающая среда" при проведении ОВОС включает такие

факторы как флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт,

исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь

между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления

последствий для общества (через изменения вышеперечисленных

факторов) в условиях социально-экономического и культурного

развития.

(1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:

(а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной

деятельности;

(б) изменений в окружающей среде, как результатов этих

воздействий;

(в) последствий для общества, к которым приведут изменения в

окружающей среде;

(2) выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных

альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе

социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

(3) форма, в рамках которой заказчик представляет результаты

проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла

на различных стадиях проектирования;

(4) инструмент принятия решений; результаты ОВОС должны

представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей

развития и их последствий для общества со взвешенной

социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков

каждой альтернативы.

1.3.2. Воздействие понимается как единовременный или

периодический акт, либо постоянный процесс привноса или изъятия по

отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.

1.3.3. Изменение принимается как перемена (обратимая или

необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях в

результате оказанных воздействий.

1.3.4. Последствие понимается как осознаваемое субъектом

(человеком или определенной социальной группой) изменение в

окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни этого

субъекта.

1.3.5. Общественные слушания - это обобщенное наименование

этапа в процедуре ОВОС, позволяющего выявлять

(предсказывать),анализировать, оценивать и учитывать в проектных

решениях экологические и связанные с ними последствия реализации

намечаемой деятельности.

1.3.6. Процедура понимается как последовательность

организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС

являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования

на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены

на государственную экспертизу, в том числе государственную

экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной

документации.

1.4. Принципы ОВОС

(1) интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических,

технических, социальных, природоохранных, экономических и других

показателей проектных предложений;

(2) альтернативность проектных решений, формирование новых

вариантов;

(3) применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений

на самых ранних этапах проектирования;

(4) доступность информации по проектным решениям для

общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта;

(5) ответственность заказчика ( инициатора) деятельности за

последствия реализации проектных решений.

1.5. Проведение процедур ОВОС в полном объеме является

обязательным для видов хозяйственной деятельности, перечисленных в

приложении 2 к настоящему Руководству.

Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в перечень

(Приложение 2), обязательным является разработка "проекта Заявления

о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)". Решение о

целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС

принимается государственными органами власти, управления и контроля

(надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании

оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой

деятельности на окружающую среду (см. сноску (3) к п.5.3 (б)).

 

2. Ответственность участников проведения ОВОС

 

2.1. Заказчик несет ответственность за:

(1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования;

(2) учет и представление результатов ОВОС в составе

предпроектной и проектной документации в государственные органы

контроля;

(3) экологические и связанные с ними последствия реализации

проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции,

расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации

хозяйственных объектов и комплексов).

2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС

и связанных с ними необходимых изысканий и исследований.

Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах

расходов на разработку предпроектной и проектной документации.

2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых:

(1) контактов с государственными органами власти, управления и

контроля;

(2) общественных слушаний проектного замысла.

2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику)

имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных с

ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных

действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга,

анализа медико-географической обстановки и послепроектного

экологического анализа.

2.1.4. Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в

составе предпроектной и проектной документации на государственную

экспертизу, в том числе экологическую.

2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при

реализации проектного замысла ( строительстве и эксплуатации) всех

условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.

2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной

документации несет ответственность перед заказчиком за:

(1) соблюдение всех процедур ОВОС;

(2) достоверность, полноту и качество полученных результатов

проведения ОВОС.

2.3. Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к

проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за

достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.

2.4. Государственные органы контроля в области

природопользования и охраны окружающей среды несут ответственность

перед государственными органами власти и управления за

своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение

предпроектной и проектной документации, содержащей результаты

проведения ОВОС.

3. Общий порядок проведения ОВОС*

 

----------------

* Смотри приложение 3.

3.1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой

деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях",

которое:

(а) содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру

намечаемой деятельности;

(б) представляется в государственные органы власти и управления

(по уровням компетенции) с целью получения согласия* на дальнейшую

подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой

деятельности на возможных площадках ее осуществления.

----------------

* Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком

возможных площадок или землеотводов.

3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается:

(1) заказчиком намечаемой деятельности;

(2) подрядчиком (разработчиком);

(3) субподрядчиком - организацией или специалистами по

проведению ОВОС.

3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:

3.3.1. Разработка проекта "Заявления о воздействии на

окружающую среду" ("проект ЗВОС").

3.3.2. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы

власти, управления и контроля.

3.3.3. Разработка заданий на проектирование, изыскания и

исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по

результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах

власти, управления и контроля.

3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам

изысканий и исследований.

3.3.5. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

3.3.6. Доработка технико-экономического обоснования или проекта

строительства хозяйственного объекта или комплекса.

3.3.7. Принятие заказчиком решения о возможности и

целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной

площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из

сформированного понимания экологических и связанных с ними

последствий ее осуществления.

 

4. Разработка "проекта ЗВОС"

 

4.1. "Проект ЗВОС" - это документ, предназначенный для:

(1) заказчика проектной документации;

(2) государственных органов:

(а) власти;

(б) управления (в том числе в области регулирования

природопользования);

(в) контроля (в том числе органов экологического контроля).

4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается в целях:

(1) обоснования проектного замысла с рассмотрением реальных и

разумных альтернатив намечаемой деятельности и возможных площадок

для ее осуществления;

(2) выбора принципиальных инженерных, технологических,

архитектурно - планировочных и других проектных решений в рамках

намечаемой деятельности;

(3) получения условий на проектирование в органах власти,

государственного управления и контроля.

4.3. Разработка "проекта ЗВОС" осуществляется для каждой

возможной площадки и включает:

4.3.1. Сбор и анализ имеющейся информации об основных

особенностях окружающей среды на территории в районах возможных

площадок для осуществления намечаемой деятельности.

4.3.2. Обоснование необходимости и целесообразности реализации

проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных и

разумных альтернатив развития намечаемой деятельности.

4.3.3. Выявление возможных принципиальных вариантов проектных

решений в соответствии с проектным замыслом.

4.3.4. Определение и характеристика основных видов, источников

и объектов воздействия по основным вариантам проектных решений в

районах возможных площадок.

4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей среды

как результатов выявленных воздействий по основным вариантам

проектных решений в районах возможных площадок.

4.3.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или

смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по

основным вариантам.

4.3.7. Разработка программ изысканий и исследований для

проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой

деятельности.

4.4. В состав "проекта ЗВОС" входят следующие разделы:

4.4.1. Описание основных особенностей окружающей среды*,

касающихся:

----------------

* Описание должно касаться всех аспектов окружающей среды,

которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в

качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием,

предъявляемым к описанию, является полнота охвата, а не полнота

сведений: описание должно ясно показывать все недостатки имеющейся

информации и указывать области требуемых дальнейших специальных

исследований и изысканий.

(1) существующих источников антропогенного воздействия,

оказывающих значительное влияние на окружающую среду;

(2) состояния:

(а) атмосферного воздуха;

(б) поверхностных и подземных вод;

(в) почв;

(г) недр;

(д) растительного и животного мира;

(е) визуального качества ландшафта, в том числе для визуальных

доминант;

(ж) материальных и культурно - исторических памятников.

(3) социально - экономических аспектов:

(а) инфраструктура;

(б) занятость населения и ее формы;

(в) связь;

(г) демография;

(д) жилищный фонд и т.д.

4.4.2. Анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития

намечаемой деятельности в районах возможных площадок, в том

числе:

(1) описание целей, характера, средств, места и сроков

реализации намечаемой деятельности;

(2) описание возможных альтернатив, включая:

(а) варианты территориального размещения намечаемой

деятельности в районах возможных площадок (со сравнительной оценкой

рассмотренных альтернатив);

(б) "нулевой" вариант (отказ от намечаемой деятельности при

сохранении существующего характера использования возможных

площадок);

 

4.4.3.Описание возможных принципиальных вариантов проектных

решений в соответствии с проектным замыслом, в том числе:

(1) инженерных;

(2) технологических;

(3) архитектурно-планировочных и т.д.

4.4.4. Описание и характеристика основных источников, видов и

объектов воздействия (если таковые имеются) по следующим основным

вариантам проектных решений:

(1) источники воздействия, как:

(а) элементы основной и вспомогательной технологий,

функционирование которых является причиной изменений окружающей

среды;

(б) новые материальные объекты (здания, сооружения и т.д.),

размещаемые в окружающей среде;

(в) предприятия и объекты, функционирование которых связано со

строительством проектируемого объекта;

(г) следы хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы,

хвостохранилища, накопители, свалки и т.д.);

(д) удаление существующих материальных объектов;

(2) виды воздействия, определяющиеся:

привносом в окружающую среду:

(а) химических веществ;

(б) радиоактивных веществ и излучений;

(в) шума и вибраций;

(г) тепла;

(д) электромагнитных излучений;

(е) визуальных доминант и т.д.;

изъятием из окружающей среды различных:

(а) земельных ресурсов (пространственно-территориальных);

(б) водных ресурсов;

(в) ресурсов флоры и фауны;

(г) полезных ископаемых;

(д) агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как

вовлеченных в агропроизводство, так и резервных);

(е) местообитаний популяций ценных видов растительного и

животного мира (мест воспроизводства, миграции и т.д.);

(ж) культурных, исторических и природных памятников;

(з) визуальных доминант, определяющих характерный облик

ландшафта и т.д.;

(3) характеристики воздействия, определяемые через следующие

показатели:

(а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в

том числе с учетом возможности проявления через определенный

промежуток времени);

(б) интенсивность (величина воздействия на единицу времени);

(в) уровень (величина воздействия на единицу площади или

объема);

(г) продолжительность;

(д) временная динамика (непрерывное, периодическое,

кратковременное, только при аварийных режимах и т.д.);

(е) пространственный охват (площадь распространения);

(ж) степень опасности намечаемой деятельности (по действующему

классификатору опасных производств и предприятий);

(4) основные объекты воздействия:

(а) персонал предприятия (включая рабочую и санитарно-защитную

зоны);

(б) население, попадающее в зону воздействия (помимо

санитарно-защитной зоны предприятия);

(в) воздух, воду, почву, флору, фауну, климат, ландшафт,

исторические памятники, другие материальные объекты или взаимосвязь

между этими компонентами (в том числе в пределах санитарно-защитной

зоны предприятия);

(г) социально-экономические условия жизнедеятельности

населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную

инфраструктуру, этнические особенности и т.д.

4.4.5. Экспертные оценки и прогноз изменений окружающей среды

как результатов выявленных воздействий по основным вариантам

проектных решений ( краткие экспертные оценки):

(1) воздуха;

(2) поверхностных и подземных вод;

(3) почв;

(4) недр;

(5) растительного и животного мира;

(6) качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант,

материальных и культурно-исторических памятников.

4.4.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или

смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по

основным вариантам:

(1) инженерных;

(2) технологических;

(3) архитектурно-планировочных и т.д.

4.4.7. Программы изысканий и исследований для проектирования в

районах возможных площадок осуществления намечаемой

деятельности*.

----------------

* Приводятся программы изысканий и исследований для компонентов

окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации

намечаемой деятельности.

 

5. Представление и рассмотрение "проекта ЗВОС"

 

5.1. "Проект ЗВОС" подписывается всеми участниками проведения

ОВОС, представляется заказчиком на рассмотрение в государственные

органы власти, управления и контроля для получения условий* на

дальнейшее проектирование.

---------------

* Наряду с техническими условиями, выданными компетентными

органами.

5.2. Рассмотрение "проекта ЗВОС" осуществляется с позиций

оценки предполагаемых экологических и связанных с ними последствий

реализации намечаемой деятельности.

5.3. "Проект ЗВОС" рассматривается:

(1) в государственных органах контроля в целях определения:

(а) полноты охвата проработанности вариантов развития

намечаемой деятельности в районах возможных площадок;

(б) перечня условий по выполнению нормативных и других

требований, соблюдение которых необходимо при дальнейшем

проектировании намечаемой деятельности на возможных площадках;

(в) степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой

деятельности на окружающую среду;

(2) в государственных органах (территориального) управления в

целях:

(а) полноты охвата проработанности вариантов развития

намечаемой деятельности в районах возможных площадок;

(б) определения принципиальной возможности и приемлемости

предлагаемых вариантов развития намечаемой деятельности, в

зависимости от ранее принятых направлений или сложившихся тенденций

использования территории в целом;

(в) перечня условий территориального развития, выполнение

которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой

деятельности в районах возможных площадок;

(г) подготовки проекта решения государственного органа власти

об условиях дальнейшего проектирования;

(3) в органах власти в целях:

(а) рассмотрения оценок и предложений всех заинтересованных

сторон (заказчика, государственных органов контроля и управления) по

поводу выдвинутых условий дальнейшего проектирования на возможных

площадках*;

----------------

* Только в случае наличия существенных разногласий между

участвующими сторонами (заказчиком, государственными органами

контроля и управления).

(б) принятия решения о перечне условий*, выполнение которых,

как минимум, необходимо при дальнейшем проектировании на возможных

площадках.

----------------

* В перечень условий, выполнение которых необходимо при

дальнейшем проектировании, могут быть включены:

(1) существующие ограничения, связанные:

(а) с правовым статусом территории;

(б) с природной и техногенной обстановкой;

(2) дополнения к программам изысканий и исследований, в том

числе по моделированию и прогнозированию процессов и обстановки для

компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае

реализации намечаемой деятельности на возможных площадках;

(3) решение о нецелесообразности продолжения проведения

последующих процедур ОВОС в связи с выявленной незначимостью

предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую

среду.

6. Разработка заданий на проектирование,

изыскания, исследования

 

Основой заданий на проектирование, изыскания и исследования

являются:

6.1. Принципиальные проектные решения по возможной реализации

намечаемой деятельности на территории*, рассмотренные в "проекте

ЗВОС".

----------------

* В данном случае имеется в виду одна площадка, для которой

заказчиком получены необходимые условия для проектирования. В

случае, если проектирование ведется для нескольких площадок, то все

остальные этапы общей процедуры ОВОС осуществляются для каждой из

них.

6.2. Программы изысканий и исследований для компонентов

окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации

намечаемой деятельности.

6.3. Перечень условий, сформированных по результатам

рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти,

управления и контроля.

 

7. Разработка ЗВОС

 

7.1. ЗВОС - это документ, подготавливаемый в процессе

проектирования и предназначенный для:

(1) заказчика намечаемой деятельности;

(2) государственных органов власти, управления и контроля;

(3) профессиональных сообществ;

(4) экологически ориентированной общественности;

(5) населения региона предполагаемой реализации намечаемой

деятельности.

7.2. Основной целью разработки ЗВОС является создание "предмета

обсуждения" для выявления и фиксации всех возможных экологических и

связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности, а

также для выявления и последующего обсуждения всех реальных и

разумных альтернатив проекту.

7.3. ЗВОС разрабатывается:

(1) на основе "проекта ЗВОС";

(2) по результатам выполненных:

(а) изысканий (инженерно-геологических, гидрогеологических,

почвенных, растительного и животного мира, социологических,

историко-культурных и т.д.);

(б) научных исследований;

(3) с учетом условий на проектирование, выдвинутых при

рассмотрении "проекта ЗВОС" в государственных органах власти,

управления и контроля.

7.4. ЗВОС, в целом, состоит из разделов, аналогичных "проекту

ЗВОС", содержание которых должно быть существенно расширено,

дополнено и конкретизировано по результатам изысканий, исследований

и выполнения условий на проектирование, выдвинутых при рассмотрении

"проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и

контроля. При этом имеются следующие принципиальные отличия:

(1) не приводится обоснование выбора территориального

размещения намечаемой деятельности;

(2) анализируются возможные аварийные ситуации с позиций их

предполагаемых экологических и связанных с ними последствий и меры

по предотвращению, смягчению или ликвидации этих последствий, а

также оценивается (предпочтительно расчетным путем) степень риска

возникновения возможных аварийных ситуаций;

(3) приводятся результаты прогнозирования и моделирования

процессов и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов и

факторов окружающей среды (согласно перечню условий на

проектирование).

7.5. В соответствии с процедурой ОВОС "Заявление о воздействии

на окружающую среду" представляется Заказчиком для "Общественных

слушаний".

 

8. Общественные слушания ЗВОС

 

8.1. Общественные слушания ЗВОС организуются и проводятся в

целях:

(1) информирования заинтересованных сторон о намечаемой

деятельности или разрабатываемом проекте;

(2) выявления всех заинтересованных сторон (общественных

экологически значимых позиций);

(3) организации обмена информацией, который может продолжаться

на дальнейших стадиях подготовки и реализации проектных

замыслов;

(4) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных

экологических и связанных с ними последствий;

(5) поиска взаимоприемлемых решений (для всех общественных

позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных

экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой

деятельности;

(6) корректировка проектных решений по осуществлению намечаемой

деятельности.

8.2. Публичные слушания и обсуждения преимущественно

организуются в районе осуществления намечаемой деятельности (в

случаях ненаселенности выбранной территории - в любом доступном

месте по согласованию со всеми заинтересованными сторонами).

8.3. Для достижения поставленных целей могут применяться

следующие способы работы с общественностью:

(1) публикование проектных предложений в средствах массовой

информации - газеты, радио, телевидение;

(2) информационные листы и бюллетени;

(3) опросы общественного мнения;

(4) публичные слушания;

(5) официальные встречи представителей заказчика и разработчика

ОВОС с общественностью (народными депутатами, представителями

комитетов самоуправления и т.д.);

(6) неформальные встречи с небольшими группами местных

жителей;

(7) семинары;

(8) совещательные комитеты;

(9) оперативные группы и т.д.

8.4. Общественные слушания включают следующие этапы:

8.4.1. Этап 1. Уведомление о слушаниях.

Общественные слушания ЗВОС начинаются с уведомления,

подразумевающего информирование общества через средства массовой

информации и любым иным документально подтверждаемым путем по

поводу:

(а) намечаемой деятельности и (или) разрабатываемом проекте;

(б) сроках и месте публичных слушаний и обсуждений.

Информация на этапе уведомления о слушаниях должна носить самый

общий характер. Основным требованием к уведомлению является охват

всех потенциально заинтересованных сторон, включая:

(а) государственные органы власти, управления и контроля

(преимущественно местные);

(б) профессиональные сообщества;

(в) экологически ориентированную общественность;

(г) население региона предполагаемого осуществления намечаемой

деятельности.

8.4.2. Этап 2. Представление ЗВОС.

Представление ЗВОС, в том числе:

(1) проектных предложений;

(2) описание состояния окружающей среды "без проекта";

(3) результатов прогнозирования и моделирования процессов и

обстановки для существенно затрагиваемых компонентов окружающей

среды (согласно перечню условий на проектирование);

(4) результатов анализа возможных аварийных ситуаций, степени

риска их возникновения и предлагаемых мер по предотвращению и

ликвидации последствий.

8.4.3. Этап 3. Обсуждение ЗВОС на публичных слушаниях.

На публичных слушаниях обсуждение ЗВОС проводится в

соответствии с его содержанием (см. п.7.4 и п.4.4) и на основе

сформированного понимания существующего состояния окружающей среды и

представленного содержания ЗВОС.

8.4.4. Этап 4. Формирование "Листа замечаний".

Заказчик фиксирует, анализирует и оценивает все замечания

заинтересованных сторон по поводу возможных последствий

осуществления намечаемой деятельности с целью отбора значимых

предложений и проводит их классификацию по условиям реализации.

8.4.5. Этап 5. Приостановка общественных слушаний.

Если требуется, заказчик приостанавливает общественные слушания

с целью внесения изменений и дополнений разработчиком в проектные

предложения по результатам их обсуждений и анализа "Листа замечаний"

или проведения дополнительных исследований и изысканий.

При этом заказчик осуществляет поиск взаимоприемлемых решений

(для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или

уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними

последствий реализации намечаемой деятельности.

8.4.6. Этап 6. Продолжение общественных слушаний.

После доработки проектных материалов, включая меры и

мероприятия по компенсации ущерба от неустранимых экологических и

связанных c ими последствий, возобновляются общественные слушания

для выявления других, ранее непредвиденных последствий. Общественные

слушания могут быть вновь приостановлены до внесения необходимых

изменений в проектные решения.

8.4.7. Этап 7. Формирование понимания результата общественных

слушаний.

В результате обсуждения ЗВОС и доработки проектных материалов

Заказчик и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание

возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на

данной площадке, исходя из экологических и связанных с ними

последствий ее осуществления, на представленных и зафиксированных

условиях.

 

9. Доработка технико-экономического

обоснования строительства объекта

 

9.1. На основе анализа и оценки своих возможностей по

выполнению условий и требований, выдвинутых в ходе общественных

слушаний ЗВОС, Заказчик готовит материалы к Акту по выбору площадки

осуществления намечаемой деятельности*.

----------------

* Оформление заказчиком Акта выбора площадки осуществляется в

установленном порядке оценки воздействия на окружающую среду или

если проектные решения на этой стадии существенно отличаются от

принятых в ТЭО.

9.2. Доработка условий на реализацию намечаемой деятельности,

выдвигаемых заинтересованными сторонами, участвующими в процессе

оформления Акта выбора площадки. В дальнейшем эти условия передаются

общественности для контроля за их выполнением Заказчиком.

9.3. Доработка и оформление ТЭО.

 

10. ОВОС при разработке проектов строительства

 

10.1 При разработке проекта (рабочего проекта) строительства

нового, реконструкции, технического перевооружения или расширения

действующего предприятия, отдельного цеха или производства ОВОС

проводится в тех случаях, когда разработка ТЭО строительства этих

объектов осуществлялась без проведения.

10.2. ОВОС при разработке проектов строительства новых

предприятий, пункт размещения которых намечен в предплановых

документах, проводится в соответствии с настоящим

Руководством.

10.3. ОВОС при разработке проектов реконструкции, технического

перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного

цеха или производства проводится в соответствии с настоящим

Руководством за исключением рассмотрения альтернатив по

территориальному размещению объекта.

 

11. Оформление результатов проведения ОВОС

 

11.1. Основные выводы по возможности осуществления намечаемой

деятельности с учетом вероятных экологических и связанных с ними

социальных и экономических последствий ее реализации излагаются в

специальном разделе пояснительной записки к ТЭО или проекту

строительства объекта в виде "Заявления об экологических

последствиях" (ЗЭП), которое должно содержать:

(1) список организаций и конкретных разработчиков, принимавших

участие в проведении ОВОС:

(а) руководитель работ;

(б) координатор;

(в) специалисты, ответственные за технические разделы;

(г) специалисты, ответственные за экологические и

социальноэкономические разделы.

(2) основные результаты исследований, выполненных на всех

этапах проведения ОВОС:

(а) цель и необходимость реализации намечаемой деятельности;

(б) технологический анализ проектных предложений;

(в) анализ природных условий территорий и существующей

антропогенной нагрузки;

(г) анализ и оценка источников и видов воздействия;

(д) выявление экологически значимых общественных позиций;

(е) прогноз изменений окружающей среды по экологически значимым

позициям;

(3) выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий

и общественных слушаний ЗВОС;

(4) экологические последствия воздействий на окружающую среду,

здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не снятые

проектными решениями;

(5) обязательства Заказчика по реализации мер и мероприятий,

изложенных в проектной документации, в соответствии с требованиями

экологической безопасности и гарантирующих выполнение этих

обязательств на весь период "жизненного цикла" предприятия.

11.2. Все материалы, подготовленные в процессе проведения ОВОС,

оформляются в самостоятельном разделе ТЭО или проекта, который

содержит:

(а) "проект ЗВОС" в соответствии с требованиями в разделе 4

настоящей инструкции;

(б) результаты рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных

органах власти, управления и контроля;

(в) программы изысканий и научных исследований, подготовленных

на основании перечня условий для проектирования, сформированных по

результатам рассмотрения "проекта ЗВОС";

(г) "Заявление о воздействии на окружающую среду" (ЗВОС) в

соответствии с требованиями, изложенными в разделе 7 настоящего

Руководства;

(д) описание выполнения этапов "Общественных слушаний" в

соответствии с разделом 8 настоящего Руководства;

(е) характеристика мер и мероприятий, предусмотренных в ТЭО, по

предотвращению возможных отрицательных экологических и связанных с

ними последствий реализации намечаемой деятельности на данной

площадке;

(ж) описание мер по организации мониторинга проекта

строительства будущего объекта, включая участие общественности.

 

12. Государственная экспертиза ТЭО и проектов

 

12.1. ТЭО и проекты, выполняемые по государственному заказу,

представляются в органы государственной экспертизы.

12.2. ТЭО и проекты, выполняемые вне государственного

заказа, представляются на экспертизу финансовых органов,

осуществляющих финансирование их разработки и реализации.

12.3. ТЭО и проекты, выполняемые инициаторами деятельности

негосударственных форм собственности, а также по решению Минэкологии

России в отношении объектов государственного заказа и вне его,

представляются заказчиками на государственную экологическую

экспертизу.

12.4. Задачами всех видов экспертиз являются:

(а) рассмотрение ТЭО и проекты только при наличии раздела

ОВОС;

(б) проверка выполнения требований процедур ОВОС при

обосновании намечаемой деятельности в соответствии с настоящим

Руководством.

12.5 Дополнительными задачами государственной экологической

экспертизы являются:

(а) рассмотрение ТЭО и проектов намечаемой деятельности,

могущей привести к значительным экологическим, экономическим,

социальным и другим отрицательным последствиям ее осуществления

независимо от форм собственности по просьбе заинтересованных

сторон;

(б) анализ результатов экспертизы и подготовка предложений по

экологическому нормированию осуществления хозяйственной и иной

деятельности на территории;

(в) разработка инструктивно-методической и

нормативно-технической документации по проведению ОВОС.

 

 

Приложение 1

к Руководству

ПЕРЕЧЕНЬ

инструктивно-методических материалов по

проведению оценки воздействия на окружающую

среду, утвержденных в отраслях промышленности и

согласованных Госкомприродой СССР по состоянию

на 1 января 1992 года

 

1. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия

на окружающую среду при разработке проектов обустройства морских

месторождений углеводородов (ОВОСнефтегаз). Миннефтегазпром. РД

39-018-90.

2. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки

воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических

обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,

реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих

объектов для освоения месторождений углеводородного сырья

(ОВОСгазпром). Р51-156-90. Утверждена Государственным газовым

концерном "Газпром" 17 декабря 1990 года, согласована Госкомприродой

СССР 18 декабря 1990 года.

3. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки

воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических

обоснований (расчетов) и проектов (рабочих проектов) строительства

новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения

действующих металлургических предприятий (ОВОСмет). Утверждена

Минметом СССР 30 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 30

мая 1991 года.

4. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки

воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических

обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,

реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих

предприятий по добыче и обогащению асбеста (ОВОСасбестпром).

Утверждена Государственной ассоциацией "Союзстройматериалов" концерн

"Асбест" 18 апреля 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 18

апреля 1991 года.

5. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки

воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических

обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,

реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих

предприятий угольной промышленности (ОВОСуголь). Утверждена

Минуглепромом СССР 31 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР

31 мая 1991 года.

6. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия

на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий тяжелого

машиностроения при разработке технико-экономических обоснований

(расчетов) и проектов строительства, реконструкции, расширения и

технического перевооружения (ОВОСтяжмаш). Утверждена Минтяжмашем

СССР 28 июня 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991

года.

7. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки

воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических

обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,

реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих

предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности

(ОВОСхимпром). Утверждена Минхимнефтепромом СССР 28 июня 1991 года,

согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года.

8. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки

воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических

обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,

реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих

предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ОВОСлеспром).

Утверждена Минлеспромом СССР 20 марта 1991 года, согласована

Госкомприродой СССР 25 марта 1991 года.

9. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия

на окружающую среду проектируемых предприятий (производств) при

разработке ТЭО (ТЭР) и проектов (рабочих проектов) на их

строительство (расширение, реконструкцию, техническое

перевооружение) ВСН 31-91/ОВОСагрохим. Утверждена Государственной

агрохимической ассоциацией (Агрохим) 30 октября 1991 года.

Согласована Минприродой СССР письмом N 04-18/65-1123 от 25 октября

1991 года.

10. Временные отраслевые правила (инструкция) о порядке

проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке ТЭО

(ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и

технического перевооружения железных дорог и средств транспорта

(ОВОСЖТ).

11. Временные требования к структуре и содержанию раздела ТЭО,

проекта строительства атомной станции: оценка воздействия атомной

станции на окружающую среду. Утверждены Минатомэнергопромом СССР 11

сентября 1990 года.

12. Методические указания по эколого-экономической оценке

воздействия на окружающую среду объектов гражданской авиации.

Утверждены Министерством гражданской авиации 20 ноября 1991 года.

13. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки

воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке

технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов

строительства, реконструкции, расширения и технического

перевооружения тепловых электрических станций. Согласована

Управлением экологических нормативов и методического обеспечения

Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР 20 декабря

1991 года.

 

 

Приложение 2

к Руководству

 

ПЕРЕЧЕНЬ

видов хозяйственной деятельности,

для которых ОВОС проводится в полном объеме*

 

----------------

* Добавление 1 к Конвенции об оценке воздействия на окружающую

среду в трансграничном контексте. Составлено в Эспо (Финляндия), 25

февраля 1991 года.

1. Нефтеочистительные заводы (за исключением предприятий,

производящих только смазочные материалы из сырой нефти) и установки

для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев

производительностью 500 тонн или более в день.

2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания

тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные

электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за

исключением исследовательских установок для производства и конверсии

расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность

которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки).

3. Установки, предназначенные исключительно для производства

или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного

топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов.

4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства

и предприятия цветной металлургии.

5. Установки для извлечения асбеста и переработки и

преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении

асбестоцементных продуктов - с годовым производством более 20000

тонн готовой продукции; в отношении фрикционных материалов - с

годовым производством более 50 тонн готовой продукции; и в отношении

других видов применения асбеста - с использованием более 200 тонн в

год.

6. Химические комбинаты.

7. Строительство автомагистралей, скоростных дорог*, трасс для

железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной

взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более.

----------------

* Для целей настоящего Руководства:

Термин "автомагистраль" означает дорогу, специально построенную

и предназначенную для движения автотранспортных средств, которая не

обслуживает придорожные владения и которая:

а) имеет, за исключением отдельных участков на временной

основе, отдельные проезжие части для движения в обоих направлениях,

отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной

для движения, или, в исключительных случаях, другими средствами;

б) не имеет пересечения на одном уровне с дорогами,

железнодорожными или трамвайными путями и пешеходными дорожками; и

в) специально обозначена в качестве автомагистрали.

Термин "скоростная дорога" означает дорогу, которая

предназначена для движения транспортных средств и въезд на нее

возможен только через развязки или регулируемые перекрестки и на

которой, в частности, запрещены остановка и стоянка на проезжей

части (проезжих частях).

8. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра.

9. Торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для

внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением

более 1350 тонн.

10. Установки по удалению отходов для сжигания, химической

переработки или захоронения токсических и опасных отходов.

11. Крупные плотины и водохранилища.

12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой

объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или

более.

13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или

более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку.

14. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте

металлических руд и угля.

15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе.

16. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и

химических продуктов.

17. Вырубка лесов на больших площадях.

 

 

     База данных: Геологическая среда и объекты ЯТЦ России 
Copyright © ГЦ РАН, Татаринов В.Н.: victat@wdcb.ru                                          Москва, 2000 г.