ПРОГРАММА
Развития Атомной  Энергетики Российской  Федерации на 1998 - 2005 годы и на период до 2010 года

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 21 июля 1998 г. № 815

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1998 - 2005 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 года

 

ПАСПОРТ

Программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года

    Наименование - Программа развития атомной энергетики Российской Программы Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года

- поручение Президента Российской Федерации от 17 июня 1997г. № Пр-952

- Министерство Российской Федерации по атомной энергии

- Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации и Российская академия наук

- повышение энергетической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации за счет эффективного и безопасного развития атомной энергетики, создание предпосылок крупномасштабного развития атомной энергетики, содействие решению социально-экономических проблем развития регионов Российской Федерации, расширение экспорта ядерных технологий путем: обеспечения безопасности действующих АЭС за счет технического перевооружения, реконструкции и продления ресурса эксплуатации;

ввода в действие новых генерирующих мощностей на АЭС в основном с энергоблоками нового третьего поколения;

надежного топливообеспечения АЭС;

развития научно-технического и промышленного потенциала атомного промышленного комплекса

- Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Российская академия наук и Российский научный центр "Курчатовский институт"

  

Важнейшие целевые показатели:

Объем производства электроэнергии на действующих и новых АЭС

Годы Установленная мощность к концу года, периода (ГВт) Объем производства (млрд. кВт. ч)
1997 21,2 110
1998 21,2 115
1999 23,2 120
2000 24,2 126
2001 - 2005 26,9 140
2006 - 2010 27,6 1) – 29,2 2) 1501) – 170 2)

                                                                               1) минимальный вариант               2) максимальный вариант

    Создание около 60 тыс. дополнительных рабочих мест в гражданской сфере производства отрасли.

Объемы финансирования Программы

(млн.рублей, в ценах 1998 года)

До 2000 года

До 2005 года

Прогноз до 2010года

Всего

14963,889

52868

113938

В том числе собственные источники

14014

49284

Сроки и этапы реализации Программы - 1998 –2010 годы:

первый этап (1998-2000 годы) - модернизация действующих АЭС с целью продолжения их безопасной эксплуатации, наращивание мощностей за счет начатого и расконсервированного строительства, разработка и начало строительства головных энергоблоков нового поколения на основе освоенных технологий;

второй этап (2001-2005 годы и период до 2010 года) - наращивание мощностей на базе энергоблоков нового поколения, повышение технико-экономических показателей действующих АЭС, в том числе за счет продления срока их эксплуатации, вывод из эксплуатации энергоблоков, выработавших ресурс, начало крупномасштабного развития атомной энергетики после 2010 года на базе энергоблоков нового поколения.

 

Перечень основных

Мероприятий

Программы

- обеспечение безопасной эксплуатации действующих АЭС, продление срока их эксплуатации;

техническое перевооружение и реконструкция действующих АЭС:

Балаковской, Смоленской, Курской, Белоярской, Билибинской, Калининской, Нововоронсжской, Кольской, Ленинградской;

завершение строительства 2-й очереди Калининской АЭС, 3-й очереди Курской АЭС, Ростовской АЭС, Воронежской ACT;

строительство Южно-Уральской АЭС;

строительство АЭС нового поколения, в том числе:

Нововоронежская АЭС-2 (ВВЭР-1000), головной энергоблок ВВЭР-640 в г. Сосновый Бор (Северо-Западный научно-промышленный центр), Кольская АЭС-2 (ВВЭР-640);

разработка технико-экономических обоснований строительства АЭС для замещения выбывающих мощностей – Курской АЭС-2, Смоленской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2, Томской ACT, а также на новых площадках;

надежное топливообеспечение.

 

 

Ожидаемые

Конечные

Результаты реализации программы

  • повышение энергетической безопасности Российской Федерации за счет усиления роли атомной энергетики в обеспечении надежного энергоснабжения страны, безопасной эксплуатации действующих АЭС, замещения выбывающих АЭС и ТЭС энергоблоками АЭС нового поколения, экономии органического топлива и улучшения экологической обстановки.

 

Система контроля за

Исполнением

Программы

- контрольные функции осуществляет Министерство Российской Федерации по атомной энергии

 

Анализ современного состояния, места и роли атомной энергетики в топливно-энергетическом комплексе страны

    В Российской Федерации на конец 1997 года находились в эксплуатации на девяти АЭС 29 энергоблоков. В их числе 13 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР (6 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-440 и 7 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000), 11 энергоблоков с реакторами типа РБМК, 4 энергоблока с реакторами типа ЭГП (Билибинская АТЭЦ) и 1 энергоблок с реактором на быстрых нейтронах БН-600 (Белоярская АЭС).

    Энергоблоки АЭС с реакторами всех типов устойчиво работают в базовой части графика нагрузок, а Билибинская АТЭЦ работает в скользящем графике покрытия требуемых энергетических и тепловых нагрузок изолированного района - Чукотского автономного округа. Характеристики действующих АЭС представлены в таблице № 1.

    Восемь объектов атомной энергетики, размещенных в энергосистемах европейской части Российской Федерации - Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, обеспечивают совместно с объектами Российского акционерного общества "ЕЭС России" бесперебойное электроснабжение потребителей в 35 из 58 субъектов Российской Федерации этой зоны, дефицитных по топливу и не обеспечивающих потребность в электроэнергии за счет выработки на собственных электростанциях.

    Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ), средний по всем АЭС, составила 1997 году 58,19 процента по сравнению с 58,32 процента в 1996 году,

    Обеспечение безопасности действующих АЭС - центральная задача атомной энергетики, которая решается выполнением долговременных мероприятий, предусмотренных в соответствующих планах реконструкции и модернизации.

    Анализ состояния основного оборудования энергоблоков, в том числе реакторных установок, показал принципиальную возможность продления сроков их службы по крайней мере на 5-10 лет за счет проведения соответствующего комплекса работ для каждого энергоблока.

    Затраты на эти мероприятия во много раз меньше доходов от дополнительно вырабатываемой электроэнергии и заметно меньше затрат на сооружение новых энергоблоков.

 

Таблица 1

Характеристики действующих АЭС

Название АЭС Номер блока Тип реактора Электрическая мощность (брутто, МВт) Поколение энергоблока Срок ввода в эксплуатацию Срок окончания эксплуатации
Белоярская*) 3 БН-600 600 11 1980 год 2010 год
Билибинская 1 ЭГП-6 12 I 1974 год 2004 год
2 ЭГП-6 12 I 1974 год 2004 год
3 ЭГП-6 12 I 1975 год 2005 год
4 ЭГП-6 12 I 1976 год 2006 год
Балаковская 1 ВВЭР-1000 1000 II 1985 год 2015 год
2 ВВЭР-1000 1000 11 1987 год 2017 год
3 ВВЭР-1000 1000 II 1988 год 2018 год
4 ВВЭР-1000 1000 II 1993 год 2023 год
Калининская 1 ВВЭР-1000 1000 II 1984 год 2014 год
2 ВВЭР-1000 1000 II 1986 год 2016 год
Кольская 1 ВВЭР-440 440 I 1973 год 2003-2008 годы**)
2 ВВЭР-440 440 I 1974 год 2004-2009годы**)
3 ВВЭР-440 440 II 1981 год 2011 год
4 ВВЭР-440 440 II 1984 год 2014 год
Курская 1 РБМК-1000 1000 I 1976 год 2006-2011 годы**)
2 РБМК-1000 1000 I 1979 год 2009-2014годы**)
3 РБМК-1000 1000 II 1983 год 2013 год
4 РБМК-1000 1000 II 1985 год 2015 год
Ленинградская 1 РБМК-1000 1000 I 1973 год 2003-2008 годы**)
2 РБМК-1000 1000 I 1975 год 2005-2010годы**)
3 РБМК-1000 1000 11 1979 год 2009-2014 годы**)
4 РБМК-1000 1000 11 1981 год 2011 год
Нововоронежская 3 ВВЭР-440 417 I 1971 год 2001-2006 годы**)
4 ВВЭР-440 417 I 1972 год 2002-2007 годы**)
5 ВВЭР-1000 1000 II 1980 год 2010 год
Смоленская

 

1 РБМК-1000 1000 II 1982 год 2012 год
2 РБМК-1000 1000 II 1985 год 2015 год
3 РБМК-1000 1000 II 1990 год 2020 год

* Первые и вторые энергоблоки указанных АЭС остановлены для выполнения работ по выводу их из эксплуатации.

** С учетом продления срока эксплуатации.

 

Содержание проблемы, основные цели и задачи Программы

    Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г. № Пр-952 по итогам его поездки в г.Санкт-Петербург 6 июля 1997 г.

    Программа разработана Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Российской академией наук с привлечением отраслевых институтов.

    Программа основывается на необходимости развития атомной энергетики как неотъемлемой части      топливно-энергетического комплекса Российской Федерации с размещением АЭС в регионах, для которых получены соответствующие согласования на их строительство.

    Программа охватывает период 1998-2010 годов и уточняет подпрограммы развития атомной энергетики, входящие в состав федеральной целевой программы "Топливо и энергия" на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. № 263, в части приведения графиков ввода энергоблоков АЭС в соответствие с уточненными сценариями производства первичных энергетических ресурсов, прогнозируемых в "Энергетической стратегии России (Основные положения)", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 1006, а также динамики изменения установленных мощностей АЭС в рассматриваемый период с учетом продления срока эксплуатации действующих энергоблоков АЭС с соответствующей корректировкой затрат.

    Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. № 472 утверждены Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, которыми определены условия, приоритеты, задачи и пути реализации устойчивого обеспечения страны энергоносителями, проведения согласованной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях, стабильного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса страны за счет динамичного развития составляющих его подотраслей и решения проблем экономичности, экологичности и безопасности предприятий комплекса.

    Решение указанных вопросов нашло свое отражение в "Энергетической стратегии России (Основные положения)" и в разработанной Министерством Российской Федерации по атомной энергии в 1994-1995 годах "Стратегии развития подотрасли атомной энергетики", охватывающей вопросы законодательного, научно-технического и социального характера, а также вопросы охраны окружающей среды, связанные с безопасным развитием атомной энергетики на период до 2010 года. Стратегия рассмотрена Государственным экспертным советом по экологии и природным ресурсам, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Российской академией наук и утверждена Министерством Российской Федерации по атомной энергии.

    Программа исходит из того, что в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года определенная часть увеличения потребности в электроэнергии должна покрываться атомными станциями в экономически целесообразных масштабах при наличии экологического обоснования использования атомных энергоисточников.

    Основными целями Программы являются надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей тепловой и электрической энергией, обеспечение безопасной эксплуатации действующих АЭС, создание АЭС нового поколения повышенной безопасности, надежное обеспечение атомных станций ядерным топливом, подготовка к созданию замкнутого топливного цикла и сжиганию долгоживущих радиоактивных продуктов отработавшего топлива, разработка качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности и создание условий для перехода к крупномасштабному развитию атомной энергетики.

    Достижение основных целей Программы позволит обеспечить снижение техногенного воздействия на окружающую среду, экономию органического топлива, развитие научно-технического потенциала страны, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, расширение экспортных возможностей страны и международной кооперации в области атомной энергии.

    В области обеспечения безопасности АЭС Программой предусматриваются:

    В области технического перевооружения и реконструкции действующих АЭС необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности энергоблоков действующих АЭС и продление их срока службы, а также по выводу из эксплуатаци энергоблоков АЭС, выработавших свой ресурс.

    В области завершения строительства АЭС предусматривается:

    В области строительства новых АЭС предполагается:

    В области топливообеспечения АЭС предусматривается:

    Развитие атомной энергетики будет способствовать:

    Наиболее перспективными регионами размещения АЭС по технико-экономическим показателям являются районы европейской части России (особенно Северо-Запад, Центр и Северный Кавказ) и Дальнего Востока.

    Реализация целей и задач, определенных стратегией развития атомной энергетики, осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Топливо и энергия" на 1996-2000 годы в составе следующих подпрограмм развития атомной энергетики:

    Настоящая Программа уточняет комплекс первоочередных работ по подпрограммам развития атомной энергетики в составе указанной программы "Топливо и энергия" в части ввода новых генерирующих мощностей, продления срока эксплуатации действующих энергоблоков АЭС, снятия энергоблоков с эксплуатации, обеспечения их надежного топливообеспечения, создания предпосылок для крупномасштабного развития атомной энергетики исходя из возможностей Министерства Российской Федерации по атомной энергии и сложившихся ограничений по финансированию из федерального бюджета.

    Предусматривается дальнейшее развитие и уточнение Программы в ходе ее реализации при составлении ежегодных прогнозов экономических и производственных показателей, а также решение вопросов стратегического развития крупномасштабной атомной энергетики.

    Исходя из экономических прогнозов развития Российской Федерации, производство электроэнергии в стране может составить:

(млрд.кВт.ч)

  1996 год (факт) 1997 год (факт) 2000 год 2005 год

Производство электроэнергии - всего *)

847,2 826,1 882 - 915 930 - 1030

в том числе на АЭС

108,8 110 122 - 130 135 - 145

_____________________

•) Масштабы производства электроэнергии (в том числе на АЭС) будут уточняться при составлении ежегодных прогнозов.

 

    К 2010 году общее производство электроэнергии в Российской Федерации может достигнуть 1100-1150 млрд.кВт.ч, в том числе на АЭС при условии реализации настоящей Программы - 150-170 млрд.кВт.ч в зависимости от варианта развития атомной энергетики.

    В Программе рассматриваются следующие варианты развития атомной энергетики:

    График ввода и вывода из эксплуатации энергоблоков атомных станций до 2010 года (различные варианты развития атомной энергетики) представлен в таблице № 2, установленная мощность АЭС по объединенным энергетическим системам представлена в таблице № 3, доли энерговыработки АЭС по объединенным энергетическим системам - в таблице № 4.

    Доля мощности АЭС в суммарной мощности электростанций страны составит в 2000 - 2005 годах около 14 процентов.

    С учетом высокой инерционности развития производительных сил основная потребность в электроэнергии (65-70 процентов) сохранится в европейской части страны.

    Смещение газодобывающих баз в северные районы Сибири, увеличение расстояния и стоимости транспортировки газа к основным центрам топливопотребления европейской части предопределяют концентрацию основных работ по развитию атомной энергетики именно на территории европейской части России. Тем не менее Программой предусматривается сооружение энергоисточников малой мощности на ядерном топливе для энергообеспечения удаленных районов Крайнего Севера (Чукотский автономный округ) и Дальнего Востока (Приморский край).

    Топливообеспечение атомной энергетики в рассматриваемом периоде основывается:

    Вопросы обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами АЭС и предприятий ядерного топливного цикла решаются в рамках федеральной целевой программы "Топливо и энергия" (подпрограмма "Топливообеспечение атомной энергетики. Развитие ядерно-энергетического топливного цикла атомных электростанций") и федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. № 1030.

Таблица № 2

ГРАФИК ВВОДА И ВЫВОДА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОБЛОКОВ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ ДО 2010 ГОДА

Название АЭС, тип реактора Номер блока Мощность, (МВт) Сроки ввода и вывода энегроблоков Суммарный ввод(+) и вывод(-) (ГВт)
1998 - 2000 годы 2001 - 2005 годы 2006 - 2010 годы

1. АЭС

Завершение начатого и расконсервированного строительства АЭС

Калининская АЭС, ВВЭР - 1000 1 1000      

+1

  2 1000        
  3 1000 ввод      
Курская АЭС, РБМК-1000 1 1000        
  2 1000        
  3 1000        
  4 1000        
  5 1000        
Ростовская АЭС, ВВЭР-1000 1 1000 ввод    

+2

  2 1000   ввод    
Белоярская АЭС, БН-600 3 600        
Белоярская АЭС-2, БН-800 4 800        
Южно-Уральская АЭС, БН-800 1 800     ввод  

 

Строительство головных энергоблоков АЭС нового поколения

 

Сосновый Бор, ВВЭР-640 1 640   ввод   +0
Нововоронежская АЭС-2, ВВЭР-1000 6 1000   ввод    
  7 1000     ввод +2

Строительство новых АЭС

 

Кольская АЭС-2, ВВЭР-640 5 640        
  6 640     ввод +0,64
  7 640     ввод +0,64 ***)
Курская АЭС-2* 6 1000     ввод +1***)
Смоленская АЭС-2* 4 1000        
Ленинградская АЭС-2 5 1000     ввод +1
  6 1000-1500        
  7 1000-1500        
             

Действующие АЭС

 

Балаковская АЭС 1 1000        
  2 1000        
  3 1000        
  4 1000        
Смоленская АЭС, РБМК-1000 1 1000        
  2 1000        
  3 1000        
Кольская АЭС, ВВЭР-440 1 440     вывод  
  2 440     вывод -0,88
  3 440        
  4 440        
Нововоронежская АЭС, ВВЭР-440, ВВЭР-1000 3 440     вывод  
  4 440     вывод -0,88
  5 1000        
Ленинградская АЭС, РБМК-1000 1 1000     вывод -1
  2 1000        
  3 1000        
  4 1000        

 

II. АТЭЦ и АСТ

 

Воронежская АСТ 1 500****)   ввод   +1****)
  2 500****)   ввод    
Томская АСТ 1          
  2          
г. Певецк, Чукотский автономный округ, КЛТ-40 1 70   ввод   +0,07
Приморский край, "Волнолом" или КЛТ-40 1 70     ввод +0,07***)
Билибинская АТЭЦ, ЭГП-6 1 12     вывод  
  2 12     вывод  
  3 12     вывод  
  4 12     вывод -0,048
             
Число энергоблоков по годам (без АТЭЦ и АСТ)   3 3 4-7 10-13
Установленная мощность на конец периода, ГВт 21,24 24,24 26,88 27,56 - 29,2  
Ввод, ГВт   3 2,64 3,44 - 5,08 9,08 - 10,72
Вывод, ГВт   - - 2,76 2,76
Прирост мощности, ГВт   3 2,64  0,68 - 2,32 6,32 - 7,96

*) Применяемый тип энергоблока уточняется по результатам технико-экономического обоснования.

**) Вводы на основе результатов технико-экономического обоснования.

***) Вводы по максимальному варианту.

****) Тепловая мощность.

 

Таблица №3

УСТАНОВЛЕННАЯ МОЩНОСТЬ АЭС ПО ОБЪЕДИНЕННЫМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ

ГВт(эл)

Наименование объединенной энергетической системы

 

1997 год 2000 год 2005 год 2010 год
Северо-Запад    5,76 5,76 6,4 6,16/6,8*
Центр    10,88 12,88 13,88 14,0/15
Средняя Волга 4 4 4 4/4
Северный Кавказ - 1 2 2/2
Урал 0,6 0,6 0,6 1,4/1,4
Итого 21,24 24,24 26,88 27,56/29,2
Урал 3 3 3 3-4

 

Таблица № 4

ДОЛИ ЭНЕРГОВЫРАБОТКИ АЭС ПО

ОБЪЕДИНЕННЫМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ

(процентов)

Наименование объединенной энергетической системы

 

1997 год 2000 год 2005 год 2010 год
Северо-Запад 46 47-48 46-48 42-44
Центр 22 25-27 27-27,5 26-27
Средняя Волга 18 26-29 26-27 25-26
Северный Кавказ - - 11-12 19-20
ЕЭС 13,3 13,8-14,2 14-14,5 14-14,7

    * Диапазоны изменения доли энерговыработки определены установленными уровнями производства электроэнергии в период до 2010 года.

 

Основные этапы Программы

    До 2000 года планируется обеспечить: обоснование и разработку мероприятий по продлению срока службы действующих АЭС; модернизацию АЭС первого и второго поколений с повышением их безопасности с целью продолжения эксплуатации после исчерпания проектного ресурса; незначительный рост мощности АЭС за счет начатого и расконсервированного строительства; разработку и начало строительства на основе освоенных технологий головных энергоблоков нового поколения, уровень безопасности и экономические показатели которых обеспечат устойчивое развитие атомной энергетики на следующих этапах.

    В 2000-2005 годах и в период до 2010 года планируется обеспечить: рост мощностей на базе энергоблоков атомных станций нового поколения, дальнейшее повышение технико-экономических показателей действующих АЭС, реализацию мероприятий по продлению их срока службы, разработку и строительство атомных станций нового поколения повышенной безопасности, являющихся основой крупномасштабного развития атомной энергетики в перспективе; начало вывода из эксплуатации энергоблоков, выработавших свой ресурс.

    Реализация Программы создает предпосылки для начала крупномасштабного развития атомной энергетики после 2010 года на базе энергоблоков нового поколения. К 2030 году возможно увеличение доли выработки электроэнергии ядерными энергоисточниками до 20-30 процентов в целом по стране и до 25-40 процентов в ее европейской части.

    Формирование крупномасштабной атомной энергетики позволит:

    Относительно крупные запасы органического топлива в Российской Федерации являются национальным достоянием, в стратегическом плане надо предполагать ограничение их энергетического использования и экспорта. В связи с этим атомная энергетика может рассматриваться как замещающий источник электроснабжения, обеспечивающий энергетическую безопасность страны.

    Разработка и внедрение проектов АЭС нового поколения повышенной безопасности с улучшенными технико-экономическими показателями являются необходимыми факторами обеспечения развития атомной энергетики в составе топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

    Проекты АЭС нового поколения отвечают современным международным требованиям по безопасности и предусматривают:

    Проектирование АЭС нового поколения ведется с учетом технических и организационных решений, направленных на снижение влияния технологии производства энергии на биосферу и обеспечение экологической безопасности АЭС.

    Безопасность эксплуатации АЭС обеспечивается за счет последовательной реализации принципа глубоко эшелонированной защиты, основанной на применении системы барьеров на пути распространения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду, а также за счет осуществления технических и организационных мер.

    Особенностью АЭС нового поколения является применение наряду с активными системами безопасности систем пассивного принципа действия, использующих естественные физические процессы.

    К приоритетным проектам АЭС нового поколения, разработка которых должна завершиться к концу 1998 года, относятся проект энергоблока мощностью 1000 МВт (эл) с. реакторной установкой В-392 (ВВЭР-1000) и проект энергоблока мощностью 640 МВт (эл) с реакторной установкой В-407 (ВВЭР-640).

    В России накоплен уникальный опыт создания и эксплуатации АЭС с реакторами на быстрых нейтронах, подтверждена высокая степень их надежности и безопасности. Проект энергоблока мощностью 800 МВт(эл) с реакторной установкой БН-800 утвержден.

    Создание АЭС с реакторами типа БН позволит на данном этапе решить вопросы использования оружейного и энергетического плутония как топлива, подготовить переход на замкнутый топливный цикл, разработать подходы к утилизации и выжиганию долгоживущих высокоактивных отходов, обеспечить выработку энергии и, кроме того, в отношении Южно-Уральской АЭС решить проблемы реабилитации загрязненной территории региона.

    Важным направлением развития атомной энергетики является проектирование и строительство атомных станций малой мощности, в том числе с использованием судовых технологий.

    На базе имеющегося опыта будет проводиться разработка качественно нового поколения реакторов естественной безопасности с широким спектром мощностей и технологических возможностей, позволяющих в перспективе решать задачи радиационно-эквивалентного обращения с радиоактивными отходами.

 

Область международного сотрудничества

    Реализация Программы будет содействовать укреплению позиций страны на мировом рынке оборудования АЭС, а также на рынке топлива и услуг по оказанию технической помощи в строительстве атомных станций за рубежом.

    В соответствии с имеющимися межправительственными соглашениями и заключенными в настоящее время    контрактами о сотрудничестве в сооружении АЭС Российской стороной приняты обязательства по техническому содействию в строительстве, изготовлении и поставке основного оборудования для АЭС "Куданкулам" (Индия), "Бушер" (Иран), а также Ляньюньганской АЭС (Китай) с реакторами ВВЭР-1000.

    Реализация утвержденного 17 января 1997 г. Советом глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств перспективного плана развития сотрудничества государств – участников Содружества независимых Государств в мирном использовании атомной энергии, повышении безопасности ядерных установок будет способствовать дальнейшему развитию атомной энергетики и восстановлению корпоративных связей предприятий и организаций Содружества.

 

Экономическая оценка Программы

    Экономическая эффективность Программы определяется сравнением технико-экономических показателей действующих и проектируемых АЭС и ТЭС на органическом топливе и оценкой их конкурентоспособности.

    В 1997 году АЭС выработали 108,3 млрд. кВт.ч, что составляет в общем объеме выработки электроэнергии на всей территории Российской Федерации 13,24 процента и на ее европейской части около 30 процентов. В 1996 году объем выработки электроэнергии на АЭС составил 108,8 млрд. кВт.ч, или 13 процентов общего объема выработки электроэнергии в стране. АЭС поставляют электроэнергию в регионы, наиболее удаленные от месторождений дешевого органического топлива (Центр, включая Москву, Северо-Запад, Кольский полуостров, Центрально-Черноземный район, северо-запад Чукотского автономного округа).

    Доля поставки электроэнергии АЭС на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) достигает 37 процентов, такова же доля поставки электроэнергии АЭС на экспорт.

    АЭС являются основой Единой энергетической системы страны (особенно в энергозонах Северо-Запада и Центра), поскольку мощные АЭС -Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская и Балаковская - во многом определяют структуру высоковольтных ЛЭП напряжением 220 кВ и выше.

    Конкурентоспособность АЭС по сравнению с наиболее эффективными ТЭС, работающими на органическом топливе, подтверждается более низким уровнем тарифов на отпускаемую атомными энергоисточниками электроэнергию.

    Технико-экономический анализ показателей АЭС, оснащенных новыми типами реакторов повышенной безопасности, с показателями ТЭС с парогазовыми установками и экологически чистых паротурбинных ТЭС на угле, проведенный в условиях сохранения цен на органическое топливо на уровне, прогнозируемом для 2010 года, показывает, что АЭС сохраняют свою эффективность.

    При этом рациональные масштабы развития АЭС должны оцениваться с учетом следующих соображений:

    Поэтому атомные электростанции являются эффективным источником электроэнергии в районах дорогого топлива, то есть в западных районах страны и на Дольнем Востоке.

 

Экологическая оценка Программы

    Экологическая безопасность действующих АЭС определяется соответствием проектных и фактических показателей их функционирования установленным правилам и нормам безопасности.

    В Российской Федерации накоплен значительный опыт эксплуататции АЭС с различными мощностями и типами реакторных установок. Контроль, осуществляемый за работой АЭС различных поколений, и мониторинг окружающей среды позволили получить представительные статистические данные по воздействию АЭС на окружающую среду.

    Среднегодовая доза облучения персонала на АЭС (по результатам многолетних наблюдений) при действующих нормах радиационной безопасности НРБ-96 (индивидуальная доза облучения персонала АЭС ниже 2 сЗв) составляла для АЭС:

Радиационная обстановка в районе размещения АЭС в основном определяется естественными

    источниками ионизирующих излучений. Радионуклиды реакторного происхождения практически невозможно выделить во внешней среде на фоне глобальных радионуклидов ввиду их незначительного количества.

    При нормальной эксплуатации АЭС за пределами промышленной площадки загрязненность объектов внешней среды (почвы, растительности, воды) находится на уровне фоновфх значений.

    На всех АЭС запрещен слив в поверхностные водоемы любых сточных вод с содержанием в них хотя бы одного вида радионуклида выше допустимой величины сброса.

    Уровень внешнего гамма-излучения за пределами промышленной площадки АЭС не превышает 15-18 мкр/ч, практически не увеличивается с течением времени и не изменяется с увеличением расстояния. Данный уровень в основном обусловлен местными колебаниями естественного радиационного фона.

    Для всех действующих АЭС России по согласованию с региональными органами контроля за состоянием окружающей среды введены экологические паспорта, в которых отражены основные характеристики АЭС, связанные с воздействием на окружающую среду как при нормальной эксплуатации, так и при авариях. Экологический паспорт является одним из основных документов, подтверждающих экологическую безопасность объекта.

    На основании имеющегося обширного практического материала по контролю содержания радионуклидов в объектах окружающей среды в районе размещения действующих АЭС можно сделать вывод, что влияние их на экологическую обстановку незначительно и не представляет опасности для населения и окружающей среды, что является одним из факторов оздоровления окружающей среды.

 

Экологическая безопасность проектируемых АЭС

    В целях улучшения экологической обстановки в регионах страны необходимо широкое внедрение АЭС третьего поколения, отличающихся повышенной безопасностью, что позволит ускорить процесс оздоровления экологической обстановки при замещении выбывающих энергетических мощностей, в том числе и объектов, работающих на органическом топливе. АЭС нового поколения проектируются таким образом, что радиационные воздействия на население и окружающую среду при нормальной длительной эксплуатации, предполагаемых нарушениях и проектных авариях не приводят к превышению установленных доз облучения населения, а при запроектных авариях ограничивают это воздействие.

    При разработке проекта АЭС третьего поколения ключевым моментом является обеспечение мер экологической безопасности. Данные требования на стадии технико-экономического обоснования включаются в Оценку воздействия АЭС на окружающую среду, а в составе проекта - в Обоснование экологической безопасности АЭС.

    Оценка приемлемости технических решений в проектах реакторных установок третьего поколения основана на анализе безопасности для всех режимов работы станции - нормальная эксплуатация, нарушение нормальной эксплуатации, проектные аварии, запроектные аварии.

    АЭС с реакторными установками ВВЭР-640 или ВВЭР-1000 спроектированы таким образом, что радиационное воздействие на население и окружающую среду при нормальной длительной работе и предполагаемых эксплуатационных нарушениях не приводит к превышению доз облучения населения, установленных требованиями современной нормативной документации.

    Проведенные оценки ожидаемых уровней облучения населения при авариях на энергоблоках ВВЭР-640 и ВВЭР-1000 и сопоставление их с дозовыми критериями для принятия решений по защите населения в случае аварии ядерного реактора позволили сделать следующие выводы:

    Анализ радиационных характеристик показал более высокую степень надежности и безопасности для окружающей среды и населения энергоблоков с реакторными установками ВВЭР-640 и ВВЭР-1000 по сравнению с энергоблоками предыдущих поколений как при нормальной эксплуатации, так и при авариях различных классов тяжести.

    Аналогичный вывод сделан и в отношении проектных решений для энергоблока с реакторной установкой БН-800.

 

Государственная экологическая экспертиза по объектам атомной энергетики

    В соответствии со статьями 36 и 37 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и статьями 28 и 30 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" по объектам атомной энергетики проводится государственная экологическая экспертиза. Информация о проведении такой экспертизы по состоянию на 1 сентября 1997 г. приведена в таблице № 5.

    По мере разработки проектной документации по другим площадкам размещения атомных станций государственная экологическая экспертиза будет проведена в установленном порядке.

    В связи с введением лицензирования деятельности в области использования атомной энергии получены разрешения Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности на строительство головного энергоблока с реакторной установкой ВВЭР-640 в г. Сосновый Бор, первого энергоблока Кольской АЭС-2 и одобрен выбор площадок для размещения Нововоронежской АЭС-2 и Дальневосточной АЭС.

    В ходе реализации Программы по мере разработки нормативно-правовой и проектной документации, регламентирующей процесс вывода энергоблоков АЭС из эксплуатации и обращения с радиоактивными отходами, указанная документация будет представляться в Государственную экологическую экспертизу в установленном порядке.

    Программа прошла государственную экологическую экспертизу и получила положительное заключение, утвержденное Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

 

Таблица № 5

 

Проведение государственной экологической экспертизы по объектам атомной энергетики

Объекты экспертизы и стадия проектирования Решение Государственного экспертного совета по экологии и природным ресурсам МПР России или сводное заключение государственной экологической экспертной комиссии
Калининская АЭС (2-я очередь), энергоблок № 3 (проект) от 20 ноября 1992г .№3
Балаковская АЭС, энергоблок № 4 (проект) от 29 января 1993 г. № 4
Белоярская АЭС, энергоблок № 4 (проект) от 18 февраля 1993 г. № 5
Нововоронежская АЭС, энергоблоки № 6 и 7 (технико-экономическое обоснование) от 20 января 1994 г. № 14
Билибинская АЭС (2-я очередь) – проект сводное заключение от 16 сентября 1994 г.
Ссверо-Западный научно-промышленный центр (г. Сосновый Бор), головной энергоблок ВВЭР-640 (технико-экономическое обоснование) от 5 декабря 1994 г. № 19
Воронежская ACT (проект) сводное заключение от 14 апреля 1995 г
Ростовская АЭС (проект) сводное заключение от 14 июля 1995г.
Курская АЭС, энергоблок № 5(проект) от 13 октября 1995 г. № 22
Кольская АЭС, энергоблоки № 5 - 7 (проект) сводное заключение от 25 декабря 1995 г.

 

Финансовое обеспечение Программы, меры реализации и управления

    Финансовое обеспечение Программы ориентировано на ограниченное бюджетное финансирование и максимально возможное использование собственных и других внебюджетных источников.

    Сводные экономические показатели Программы, а также структура затрат по ней представлены в таблицах № 6 и 7.

    Объемы и структура затрат на финансирование Программы будут корректироваться в соответствии с ежегодными прогнозами и с учетом привлечения и использования собственных средств и реальных возможностей федерального бюджета.

 

Основные источники финансирования Программы

    Основными источниками финансирования Программы являются:

средства федерального бюджета, используемые для проведения следующих работ:

собственные источники финансирования, включающие:

Собственные источники финансирования используются на:

___________________________

*) Без привлечения средств федерального бюджета.

    Реализация Программы предусматривает сохранение инвестиционной составляющей в себестоимости электроэнергии АЭС и услуг эксплуатирующих организаций.

    Интенсификация строительства и ввода новых мощностей АЭС может быть осуществлена при условиях:

 

Меры реализации и управления Программой

    Управление Программой основывается на принципах проектного планирования и скоординированного взаимодействия участников Программы на всех этапах подготовки проекта, начиная от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и кончая реализацией конечной продукции.

    Комплексность и сложность решаемых в Программе задач, большое количество участников работ, длительный срок реализации проектов требуют:

    Перечисленные работы должны осуществляться в условиях совершенствования управления атомной энергетикой в рамках проводимых в стране экономических реформ и структурной перестройки.

Таблица 6

 

СВОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2005 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА *) **)

(млн.рублей, в ценах 1998 года)

Источники фонансирования 1997 год (отчет) По годам Всего по периодам Прогноз до 2010 Конечные результаты программы в натураль- ном выражении за период по годам
1998 год 1999 год 2000 год до 2000 года до 2005 года
1. Финансовые средства   Обеспечение безопасной эксплуатации действующих АЭС установленной мощностью 24,14 - 29,2 ГВт, продление срока службы, строительство новых АЭС суммарной мощностью 9,08 - 10,72 ГВт, надежное топливо- обеспечение АЭС мощностью 29,2 ГВт.
всего**) 2612,9 2969,889 5946 6248 14963,889 52868 113938
     в том числе:
федеральный бюджет 289,2 212,889 351 386 949,889 3584  
собственные источники 2223,7 2557 5595 5862 14014 49284  
из них предприятий топливного цикла 56,9 310 586 632 1528 3933  
 
2. Капитальные вложения -  
всего**) 2361,1 2449,1 5345 5612 13456,1 47458  
     в том числе:              
федеральный бюджет 294,7 192,1 146 271 709,1 2561  
собственные источники 2066,4 2307 5099 5399 5341 12747 44897
из них предприятий топливного цикла   210 316 332 858 2554  
 
3.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы -  
всего**) 251,8 270,789 601 636 1507,789 5410  
     в том числе:  
федеральный бюджет 94,5 20,789 105 115 240,789 1023  
собственные источники 157,3 250 496 521 1267 4387  
из них предприятий топливного цикла 56,9 100 270 300 670 1379  

 

Таблица 7

 

СТРУКТУРА ЗАТРАТ ПО ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2005 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

(млн.рублей, в ценах 1998 года)

 

Источники финансирования

 

Всего

В том числе по направлениям Программы
Безопасность АЭС Техническое перевооружение и реконструкция АЭС Завершение строительства АЭС строительство новых АЭС топливообеспечение АЭС

до 2000 года

до 2005 года

до 2000 года

до 2005 года

до 2000 года

до 2005 года

до 2000 года

до 2005 года

до 2000 года

до 2005 года

до 2000 года

до 2005 года

  1. Всего
  2. в том числе:

    федеральный бюджет

    собственные источники

    всего

    из них:

    средства АЭС и концерна

    "Росэнергоатом"

    средства предприятий топливного

    цикла

  3. Капитальные вложения – всего
  4. в том числе:

    федеральный бюджет

    собственные источники – всего

    из них:

    средства АЭС и концерна

    "Росэнергоатом"

    средства предприятий топливного

    цикла

  5. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

всего

в том числе:

федеральный бюджет

собственные источники всего

из них:

средства АЭС и концерна

"Росэнергоатом"

средства предприятий топливного

цикла

14963,889

 

 

949,889

 

14014

 

12486

 

1528

 

13456,1

 

709,1

12747

 

 

11889

 

858

 

 

1507,789

 

 

240,789

1267

 

597

 

 

670

52868

 

 

3584

 

49284

 

45351

 

3933

 

47458

 

2561

44897

 

 

42343

 

2554

 

 

5410

 

 

1023

4387

 

3008

 

 

1379

1367,1

 

 

770,1

 

597

 

597

 

-

 

709,1

 

709,1

-

 

 

-

 

-

 

 

658

 

 

61

597

 

597

 

 

-

6024

 

 

3016

 

3008

 

3008

 

-

 

2561

 

2561

-

 

 

-

 

-

 

 

3463

 

 

455

3008

 

3008

 

 

-

1187

 

 

-

 

1187

 

1187

 

-

 

1187

 

-

1187

 

 

1187

 

-

 

 

-

 

 

-

-

 

-

 

 

-

5489

 

 

-

 

5489

 

5489

 

-

 

5489

 

-

5489

 

 

5489

 

-

 

 

-

 

 

-

-

 

-

 

 

-

8654

 

 

-

 

8654

 

8654

 

-

 

8654

 

-

8654

 

 

8654

 

-

 

 

-

 

 

-

-

 

-

 

 

-

25121

 

 

-

 

25121

 

25121

 

-

 

25121

 

-

25121

 

 

25121

 

-

 

 

-

 

 

-

-

 

-

 

 

-

2173,16

 

 

125,16

 

2048

 

2048

 

-

 

2048

 

-

2048

 

 

2048

 

-

 

 

125,16

 

 

125,16

-

 

-

 

 

-

12159

 

 

426

 

11733

 

11733

 

-

 

11733

 

-

11733

 

 

11733

 

-

 

 

426

 

 

426

-

 

-

 

 

-

1582,629

 

 

54,629

 

1528

 

-

 

1528

 

858

 

-

858

 

 

-

 

858

 

 

724,629

 

 

54,629

670

 

-

 

 

670

4075

 

 

142

 

3933

 

-

 

3933

 

2554

 

-

2554

 

 

-

 

2554

 

 

1521

 

 

142

1379

 

-

 

 

1379

     База данных: Геологическая среда и объекты ЯТЦ России 
Copyright © ГЦ РАН, Татаринов В.Н.: victat@wdcb.ru                                          Москва, 2000 г.