ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О радиационной безопасности населения

Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О радиационной безопасности населения

Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы

обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны

его здоровья.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следу-

ющие основные понятия:

радиационная безопасность населения (далее - радиационная

безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего

поколений людей от вредного для их здоровья воздействия иони-

зирующего излучения;

ионизирующее излучение - излучение, которое создается при

радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заря-

женных частиц в веществе и образует при взаимодействии со сре-

дой ионы разных знаков; естественный радиационный фон - доза

излучения, создаваемая космическим излучением и излучением

природных радионуклидов, естественно распределенных в земле,

воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и

организме человека;

техногенно измененный радиационный фон - естественный ра-

диационный фон, измененный в результате деятельности человека;

эффективная доза - величина воздействия ионизирующего из-

лучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных

последствий облучения организма человека и отдельных его орга-

нов с учетом их радиочувствительности;

санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ио-

низирующего излучения, на который уровень облучения людей в

условиях нормальной эксплуатации данного источника может пре-

высить установленный предел дозы облучения для населения. В

санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное

проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной де-

ятельности и проводится радиационный контроль;

_

- 2 -

зона наблюдения - территория за пределами санитарно-за-

щитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

работник - физическое лицо, которое постоянно или времен-

но работает непосредственно с источниками ионизирующих излуче-

ний;

радиационная авария - потеря управления источником иони-

зирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования,

неправильными действиями работников (персонала), стихийными

бедствиями или иными причинами, которые могли привести или

привели к облучению людей выше установленных норм или к ради-

оактивному загрязнению окружающей среды.

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения

радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиаци-

онной безопасности осуществляется настоящим Федеральным зако-

ном и иными нормативными правовыми актами Российской Федера-

ции, а также законами и иными нормативными правовыми актами

субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты

Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты

субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы,

снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям

их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и

международные договоры Российской Федерации в области обеспе-

чения радиационной безопасности являются в соответствии с

Конституцией Российской Федерации составной частью правовой

системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации уста-

новлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законода-

тельством Российской Федерации в области радиационной безопас-

ности, применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопас-

ности являются:

_

- 3 -

принцип нормирования - непревышение допустимых пределов

индивидуальных доз облучения граждан от всех источников иони-

зирующего излучения;

принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности

по использованию источников ионизирующего излучения, при кото-

рых полученная для человека и общества польза не превышает

риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естест-

венному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и

достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов

индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при ис-

пользовании любого источника ионизирующего излучения.

2. При радиационной аварии система радиационной безопас-

ности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий ра-

диационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий ра-

диационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы

польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключени-

ем вреда, причиненного указанной деятельностью, была макси-

мальной.

Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безо-

пасности

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного,

инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-про-

филактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением органами государственной власти Российской Фе-

дерации, органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, органами местного самоуправления, общественными

объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероп-

риятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области ради-

ационной безопасности;

информированием населения о радиационной обстановке и ме-

рах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной

безопасности.

_

- 4 -

Глава 11. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обес-

печения радиационной безопасности

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения

радиационной безопасности относятся:

определение государственной политики в области обеспече-

ния радиационной безопасности и ее реализация;

разработка и принятие федеральных законов и иных норма-

тивных правовых актов Российской Федерации в области обеспече-

ния радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ

в области обеспечения радиационной безопасности;

определение видов деятельности в области обращения с ис-

точниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию;

установление порядка определения видов и размеров компен-

саций за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и

нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным

воздействием;

установление порядка возмещения причиненных вреда здо-

ровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной

аварии;

создание и обеспечение функционирования единой системы

государственного управления в области обеспечения радиационной

безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения насе-

ления;

регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов

проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загряз-

нению в результате радиационных аварий;

контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся об-

лучению в результате радиационных аварий;

регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, ра-

диоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения,

а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;

осуществление международного сотрудничества Российской

Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и

_

- 5 -

выполнение обязательств Российской Федерации по международным

договорам Российской Федерации;

другие полномочия в области обеспечения радиационной бе-

зопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации

Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в об-

ласти обеспечения радиационной безопасности

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области

обеспечения радиационной безопасности относятся:

участие в реализации государственной политики Российской

Федерации в области обеспечения радиационной безопасности;

разработка в соответствии с настоящим Федеральным законом

законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской

Федерации;

участие в разработке и реализации федеральных программ в

области обеспечения радиационной безопасности;

разработка, принятие и реализация региональных (террито-

риальных) программ в области обеспечения радиационной безопас-

ности;

контроль за радиационной обстановкой на соответствующей

территории и учет доз облучения населения;

введение особых режимов проживания населения в зонах ра-

диоактивного загрязнения;

реализация мероприятий по ликвидации последствий радиаци-

онных аварий на соответствующей территории;

организация и проведение оперативных мероприятий в случае

угрозы возникновения радиационной аварии;

обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан

и соблюдения интересов государства в области обеспечения ради-

ационной безопасности;

проведение государственной политики в области экономичес-

кого стимулирования деятельности физических и юридических лиц

по обеспечению радиационной безопасности;

участие в принятии решений о размещении на соответствую-

щей территории организаций, в том числе оборонного назначения,

производящих, использующих, перерабатывающих или утилизирующих

источники ионизирующего излучения;

_

- 6 -

контроль за ввозом источников ионизирующего излучения на

соответствующую территорию, их вывозом за пределы соответству-

ющей территории и их транзитом;

информирование населения о радиационной обстановке на со-

ответствующей территории;

другие полномочия в области обеспечения радиационной бе-

зопасности, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

Статья 7. Система органов исполнительной власти в области

обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное управление в области обеспечения ради-

ационной безопасности осуществляется Правительством Российской

Федерации, специально уполномоченными на то федеральными орга-

нами исполнительной власти, а также органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственный надзор и контроль в области обеспече-

ния радиационной безопасности проводятся уполномоченными на то

федеральными органами исполнительной власти.

3. Деятельность органов исполнительной власти, осущест-

вляющих государственное управление, государственный надзор и

контроль в области обеспечения радиационной безопасности, оп-

ределяется законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Государственные программы в области обеспечения

радиационной безопасности

1. Для планирования и осуществления мероприятий по обес-

печению радиационной безопасности разрабатываются федеральные

и региональные (территориальные) программы. Федеральные прог-

раммы в области обеспечения радиационной безопасности разраба-

тываются и реализуются федеральными органами исполнительной

власти с участием органов исполнительной власти субъектов Рос-

сийской Федерации в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации.

_

- 7 -

2. Региональные (территориальные) программы в области

обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и ут-

верждаются органами государственной власти субъектов Российс-

кой Федерации.

3. Порядок разработки и финансирования государственных

программ в области обеспечения радиационной безопасности опре-

деляется законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспе-

чения радиационной безопасности

1. Государственное нормирование в области обеспечения ра-

диационной безопасности осуществляется путем установления са-

нитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиа-

ционной безопасности, государственных стандартов, строительных

норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструк-

тивных, методических и иных документов по радиационной безо-

пасности. Указанные акты не должны противоречить положениям

настоящего Федерального закона.

2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в

области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации,

федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпиде-

миологическому надзору.

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормати-

вы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской

Федерации в результате использования источников ионизирующего

излучения:

для населения средняя годовая эффективная доза равна

0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) -

0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эф-

фективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная

доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит

0,001 зиверта;

для работников средняя годовая эффективная доза равна

0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятель-

ности (50 лет) - 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эф-

фективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годо-

вая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных

лет, не превысит 0,02 зиверта.

_

- 8 -

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения

не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным

и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, по-

лучаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских

рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения

пределов доз облучения являются исходными при установлении до-

пустимых уровней облучения организма человека и отдельных его

органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, пре-

вышающее установленные основные гигиенические нормативы (до-

пустимые пределы доз), в течение определенного промежутка вре-

мени и в пределах, определенных санитарными нормами и правила-

ми.

Установленные настоящей статьей основные гигиенические

нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для от-

дельных территорий могут быть изменены Правительством Российс-

кой Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной са-

нитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния

здоровья населения и уровня влияния на человека других факто-

ров окружающей среды.

3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие

требования к обеспечению технической безопасности при работах

с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующе-

го излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной

власти по атомному надзору в порядке, установленном законода-

тельством Российской Федерации.

4. Государственные стандарты, строительные нормы и прави-

ла, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, ме-

тодические и иные документы по вопросам радиационной безопас-

ности утверждаются и принимаются уполномоченными на то органа-

ми государственной власти или организациями в пределах их пол-

номочий.

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обраще-

ния с источниками ионизирующего излучения

1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские ра-

боты в области обращения с источниками ионизирующего излуче-

_

- 9 -

ния, проектирование, сооружение источников ионизирующего излу-

чения, конструирование и изготовление для них технологического

оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в

области добычи, производства, транспортирования, хранения, ис-

пользования, обслуживания, утилизации и захоронения источников

ионизирующего излучения осуществляются только на основании

специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполно-

моченными на ведение лицензирования.

2. Лицензирование деятельности в области обращения с ис-

точниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Производственный контроль за обеспечением ра-

диационной безопасности

1. Организации, осуществляющие деятельность с использова-

нием источников ионизирующего излучения, проводят производс-

твенный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

2. Порядок проведения производственного контроля опреде-

ляется для каждой организации с учетом особенностей и условий

выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнитель-

ной власти, осуществляющими государственное управление, госу-

дарственный надзор и контроль в области обеспечения радиацион-

ной безопасности.

3. Должностные лица, осуществляющие производственный

контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе

приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего

излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и

гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности,

государственных стандартов, строительных норм и правил, правил

охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических

документов в области обеспечения радиационной безопасности

(далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей органи-

зации до устранения обнаруженных нарушений.

Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиаци-

онной безопасности

Общественные объединения в соответствии с законодательст-

вом Российской Федерации вправе осуществлять общественный

_

- 10 -

контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области

обеспечения радиационной безопасности.

Глава IV.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности

1. При планировании и проведении мероприятий по обеспече-

нию радиационной безопасности, принятии решений в области

обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности

указанных мероприятий органами государственной власти, органа-

ми местного самоуправления, а также организациями, осуществля-

ющими деятельность с использованием источников ионизирующего

излучения, проводится оценка радиационной безопасности.

2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по

следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей сре-

ды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопас-

ности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в

области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных

аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами на-

селения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пре-

делов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигие-

нические паспорта организаций, территорий.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов

организаций, территорий утверждается Правительством Российской

Федерации.

Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопас-

ности при обращении с источниками ионизирующе-

го излучения

При обращении с источниками ионизирующего излучения орга-

низации обязаны:

_

- 11 -

соблюдать требования настоящего Федерального закона, дру-

гих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Рос-

сийской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых

актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормати-

вов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению ра-

диационной безопасности;

проводить работы по обоснованию радиационной безопасности

новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, тех-

нологических процессов и производств, являющихся источниками

ионизирующего излучения, для здоровья человека;

осуществлять систематический производственный контроль за

радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на

территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах

наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных ве-

ществ;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения

работников;

проводить подготовку и аттестацию руководителей и испол-

нителей работ, специалистов служб производственного контроля,

других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источ-

никами ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиа-

ционной безопасности;

организовывать проведение предварительных (при поступле-

нии на работу) и периодических медицинских осмотров работников

(персонала);

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях

ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине по-

лученных ими индивидуальных доз облучения;

своевременно информировать федеральные органы исполни-

тельной власти, уполномоченные осуществлять государственное

управление, государственный надзор и контроль в области радиа-

ционной безопасности, органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях тех-

нологического регламента, создающих угрозу радиационной безо-

пасности;

выполнять заключения, постановления, предписания долж-

ностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной влас-

_

- 12 -

ти, осуществляющих государственное управление, государственный

надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопас-

ности;

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспече-

ния радиационной безопасности.

Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воз-

действии природных радионуклидов

1. Облучение населения и работников, обусловленное радо-

ном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими

природными радионуклидами, в жилых и производственных помеще-

ниях не должно превышать установленные нормативы.

2. В целях защиты населения и работников от влияния при-

родных радионуклидов должны осуществляться:

выбор земельных участков для строительства зданий и соо-

ружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-из-

лучения;

проектирование и строительство зданий и сооружений с уче-

том предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;

проведение производственного контроля строительных мате-

риалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом

уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения

природных радионуклидов;

эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержа-

ния радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.

3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения

уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионук-

лидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их

использования.

4. Запрещается использовать строительные материалы и из-

делия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной

безопасности.

Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при про-

изводстве пищевых продуктов и при потреблении

питьевой воды

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода

и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения,

_

- 13 -

транспортирования и реализации материалы и изделия должны от-

вечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и

подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим

Федеральным законом.

Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан

при проведении медицинских рентгенорадиологи-

ческих процедур

1. При проведении медицинских рентгенорадиологических

процедур следует использовать средства защиты граждан (пациен-

тов).

Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении меди-

цинских рентгенорадиологических процедур должны соответство-

вать нормам, правилам и нормативам в области радиационной бе-

зопасности.

2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляет-

ся полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе об-

лучения и о возможных последствиях при проведении медицинских

рентгенорадиологических процедур.

3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от меди-

цинских рентгенорадиологических процедур, за исключением про-

филактических исследований, проводимых в целях выявления забо-

леваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных

гражданами при использовании источников ионизирующего излуче-

ния, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур,

а также обусловленных естественным радиационным и техногенно

измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой

государственной системы контроля и учета индивидуальных доз

облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством

Российской Федерации.

_

- 14 -

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ

РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от

радиационной аварии

Организации, в которых возможно возникновение радиацион-

ных аварий, обязаны иметь:

перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их

последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении радиационной

аварии;

план мероприятий по защите работников (персонала) и насе-

ления от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с

органами местного самоуправления, органами исполнительной

власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в

области обеспечения радиационной безопасности;

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последс-

твий радиационной аварии;

медицинские средства профилактики радиационных поражений

и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиа-

ционной аварии;

аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа

работников (персонала).

Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих дея-

тельность с использованием источников ионизи-

рующего излучения, по обеспечению радиационной

безопасности при радиационной аварии

В случае радиационной аварии организация, осуществляющая

деятельность с использованием источников ионизирующего излуче-

ния, обязана:

обеспечить выполнение мероприятий по защите работников

(персонала) и населения от радиационной аварии и ее последс-

твий;

проинформировать о радиационной аварии органы государс-

твенной власти, в том числе федеральные органы исполнительной

власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в об-

ласти обеспечения радиационной безопасности, а также органы

местного самоуправления, население территорий, на которых воз-

можно повышенное облучение;

_

- 15 -

принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим

при радиационной аварии;

локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвра-

тить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;

провести анализ и подготовить прогноз развития радиацион-

ной аварии и изменений радиационной обстановки при радиацион-

ной аварии;

принять меры по нормализации радиационной обстановки на

территории организаций, осуществляющих деятельность с исполь-

зованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации

радиационной аварии.

Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан,

привлекаемых для ликвидации последствий

радиационной аварии

1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых

для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спа-

сательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только

необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще боль-

шего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся к ликви-

дации последствий радиационных аварий, не должно превышать бо-

лее чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических

нормативов облучения для работников (персонала), установленных

статьей 9 настоящего Федерального закона.

2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых

для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается

один раз за период их жизни при добровольном их согласии и

предварительном информировании о возможных дозах облучения и

риске для здоровья.

3. Виды и размеры компенсаций за повышенный риск и возме-

щения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью

лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавлива-

ются законодательством Российской Федерации.

Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 22. Право граждан на радиационную безопасность

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и ли-

ца без гражданства, проживающие на территории Российской Феде-

_

- 16 -

рации, имеют право на радиационную безопасность. Это право

обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по

предотвращению радиационного воздействия на организм человека

ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нор-

мативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющи-

ми деятельность с использованием источников ионизирующего из-

лучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 23. Право граждан и общественных объединений на

получение информации

Граждане и общественные объединения имеют право на полу-

чение объективной информации от организации, осуществляющей

деятельность с использованием источников ионизирующего излуче-

ния, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обста-

новке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопас-

ности.

Статья 24. Предоставление доступа на территорию организа-

ции, осуществляющей деятельность с использова-

нием источников ионизирующего излучения

Представители общественных объединений имеют право досту-

па в организацию, осуществляющую деятельность с использованием

источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях,

которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Социальная защита граждан, проживающих на тер-

риториях, прилегающих к организациям, осущест-

вляющим деятельность с использованием источни-

ков ионизирующего излучения

Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к орга-

низациям, которые осуществляют деятельность с использованием

источников ионизирующего излучения и в которых существует воз-

можность превышения установленных настоящим Федеральным зако-

ном основных пределов доз, имеют право на социальную защиту.

Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается

законом.

_

- 17 -

Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненно-

го их жизни и здоровью, обусловленного облуче-

нием тонизирующим излучением, а такте в ре-

зультате радиационной аварии, и на возмещение

причиненных им убытков

1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного

их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им

убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением

сверх установленных настоящим Федеральным законом основных

пределов доз, в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

2. В случае радиационной аварии граждане имеют право на

возмещение вреда. причиненного их жизни и здоровью, и (или) на

возмещение причиненных им убытков в соответствии с законода-

тельством Российской Федерации.

Статья 27. Обязанности граждан в области обеспечения ра-

диационной безопасности

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и ли-

ца без гражданства, проживающие на территории Российской Феде-

рации, обязаны:

соблюдать требования к обеспечению радиационной безопас-

ности;

проводить или принимать участие в реализации мероприятий

по обеспечению радиационной безопасности;

выполнять требования федеральных органов исполнительной

власти, осуществляющих государственное управление, государс-

твенный надзор и контроль в области радиационной безопасности,

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и

органов местного самоуправления по обеспечению радиационной

безопасности.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К

ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 28. Ответственность за невыполнение или за наруше-

ние требований к обеспечению радиационной бе-

зопасности

1. Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требова-

ний к обеспечению радиационной безопасности, несут администра-

_

- 18 -

тивную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в со-

ответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Штрафы за административные правонарушения в области

обеспечения радиационной безопасности могут налагаться долж-

ностными лицами федеральных органов исполнительной власти,

осуществляющих государственное управление, государственный

надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пре-

делах их полномочий и в порядке, установленном законодательст-

вом Российской Федерации.

3. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обя-

занностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда,

причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им

убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридичес-

ким лицам в результате радиационной аварии.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в

силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его

официального опубликования.

2. Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и

седьмой пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона вво-

дятся в действие с 1 января 2000 года.

Статья 30. О приведении нормативных правовых актов в со-

ответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные

правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в

течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

 

Президент

Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Кремль

9 января 1996 года

N 3-ФЗ



     База данных: Геологическая среда и объекты ЯТЦ России 
Copyright © ГЦ РАН, Татаринов В.Н.: victat@wdcb.ru                                          Москва, 2000 г.