АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА
КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Минувший 1999 год был богат на события, так или иначе повлиявшие на социальную и экономическую жизнь донского края. Среди них и те, что затрагивали топливно-энерететический комплекс, наиболее, пожалуй, болевую точку степного региона.
Справедливым будет назвать в этом ряду прошедшую в мае научно-практическую конференцию "Экономическая политика на Дону: цели, приоритеты, механизмы" (по материалам проекта Концепции экономической политики Ростовской области). Подобные форумы может быть и не несут в себе эпохального значения, не являясь законотворческим механизмом, однако принятые здесь рекомендации по проекту Концепции экономической политики региона несомненно определяют ее суть. В том числе, если не в первую очередь, в области энергетики.
Круглый стол "Топливно-экономический комплекс" собрал тогда лучшие силы отрасли по главным ее направлениям. Но было среди них и стержневое звено, фокусирующее начало. И хотя напрямую по теме выступил лишь заместитель директора РоАЭС Александр Железняков, мимо факта существования станции в Волгодонске не прошел никто. И, несмотря на подвешенность в ту пору вопроса о
ней, раздел 5.8 "Основные направления развития энергетики" конечно же предусматривал и атомную составляющую.И еще одна авторитетная встреча ученых и практиков более широкого масштаба оставила у нас заметный след, хотя она и не получила, на мой взгляд, должного освещения среди общественности. Это Первая Международная научно-практическая конференция "Современные проблемы национальной безопасности: Россия в XXI век с миром и согласием" (ноябрь 1999 г.).
О значимости конференции, прошедшей под эгидой Академии проблем национальной безопасности и Ростовского юридического института МВД России, говорит хотя бы состав ее соучредителей: Госдума РФ, Совет Безопасности РФ, Экспортно-консультативный совет по вопросам национальной безопасности при Госдуме РФ, Законодательное Собрание и Администрация Ростовской области, Северо-Кавказский научный центр высшей школы и др.
Как участник события, могу засвидетельствовать: столь глубокого, яркого, эмоционального обсуждения животрепещущего для страны вопроса на Дону не проводилось, пожалуй, за все последнее десятилетие. Жаль, что не стали достоянием широкой гласности хотя бы доклады "Место и роль Северо-Кавказского региона в геополитике России и обеспечении национальной безопасности Юга страны", с которым выступил первый заместитель главы администрации Ростовской области — председатель правительства, академик АИПНБ Виктор Анпилогов, и "Философия общенациональной - безопасности", изложенная председателем СКНЦ ВШ, известнейшим в стране ученым Юрием Ждановым.
В секциях обсуждены вопросы первостепенные для страны, получены ценные рекомендации из первых рук. Среди обширной тематики наиболее приближенная к практической жизни тема обсуждена на секции "Обеспечение безопасности при эксплуатации экологоопасных объектов".
Не берусь утверждать, но наряду с национальной экологическая, в частности атомная, безопасность, скорее всего, и послужила поводом для проведения конференции именно в Ростове-на-Дону. Вряд ли в России найдется другой объект, вокруг которого сломано столько копий за бурное последнее десятилетие века, чем Ростовская атомная.
На сей раз ученым и практикам требовалось изложить свой профессиональный взгляд на актуальнейшую из проблем для жителей области и страны. Думаю, они это сделали и профессионально, и честно. Каждый в том направлении, где является специалистом.
Юрий Кормушкин, начальник отдела ядерной безопасности РоАЭС, заглянул в перспективы развития атомной энергетики России. Они, как известно, отличаются от первоначальных, когда в СССР планировалось построить 80 атомный энергоблоков. Принятая в июле 1998 года программа развития атомной энергетики до 2010 года прежде всего предусматривает продлить сроки эксплуатации энергоблоков. Найден и способ — путем отжига корпусов реакторов. Метод этот практически не сложен и безопасен, но дает 10-15 лет дополнительной службы реактору.
А на реакторах типа РБМК будут заменены каналы, что тоже практически безопасно. И Кормушкин это доказал на уже существующих примерах. Подробно остановился на характеристике блоков повышенной безопасности с двойной гермооболочкой. Они разрабатываются двух видов: ВВЭР-640 и ВВЭР-1000. Реакторы ВВЭР-640 будут впервые применены на Ленинградской и Кольской АЭС. На Нововоронежской АЭС будут сооружаться блоки №№6 и 7 повышенной безопасности с реакторами ВВЭР-1000.
Касаясь острого для обывателя "плутониевого" вопроса, Юрий Павлович напомнил, что реактор на быстрых нейтронах планируется установить на Южноуральской атомной станции. Осуществление проекта по переходу на прогрессивную технологию, позволяющую сохранить ядерный энергопотенциал России, стало возможным после того, как в Швеции и Франции были разработаны фильтры, способные "выпустить пар" из гермооболочки атомных энергоблоков в нештатной ситуации с очисткой паро-воздушной смеси порядка в 15 тысяч раз. В Европе уже созданы заводы, где рука человека не соприкасается с плутонием. Поскольку в существующих у нас реакторах он уже вырабатывается, технология его применения прорабатывается и в России, прежде всего в Красноярске и Челябинске.
Переход от уранового топлива к плутониевому - такая же необходимость для человечества, как в свое время переход от дров к углю, нефти, газу. С той лишь разницей, что процесс обеспечения безопасности при этом будет отрабатываться с тысячекратной тщательностью. Таков закон научно-технического процесса.
Убедительный ответ прозвучал на вопрос о том, как можно определить вероятность надежности объекта на опытных вариантах. Оказывается, в мире уже набежало 4 тысячи реакторо-лет, опытных" Гарантия, вроде бы, существенная. К тому же все сценарии разрушения радиоактивной зоны проигрываются индивидуально по каждому объекту.
Не исключение и РоАЭС, о чем поведал заместитель главного инженера по радиационной безопасности станции Владимир Поваров. Так же, как для каждой станции на РоАЭС разрабатывается и своя:
концепция охраны окружающей среды при тепловом и физическом на нее воздействии. На то с 1996 года существует СНиП. Санитарно-гигиенические условия на станции - вопрос первостепенный.
Суммируя услышанное от специалистов, отметим: работающая в нормальном режиме атомная станция экологически безопаснее станций на других видах топлива.
Все, что может случиться с Ростовской станцией, уже заложено в проекте, в том числе с учетом чернобыльских поправок. И этот проект прозрачен. Даже при разрушении активной зоны реактора на внешней среде это не отразится, подстрахует мощная гермооболочка.
Ну а что касается других экологоопасных объектов на территории Ростовской области, так тут "еще тот букет". Любопытные данные привел на сей счет доктор физико-математических наук Михаил Давыдов. По статистике в тонне угля - 4 грамма урана. Для нашего углерегиона, с устаревшими технологиями сжигания органики, факт не утешительный. А бьем ли мы тревогу о том, что на Новочеркасской, Несветайской ГРЭС сжигаются миллионы тонн угля, и в окружающую среду при этом выбрасываются десятки тонн естественных радионуклидов (урана, тория, радия и других).
Еще раз веско прозвучали доводы в пользу атомной энергетики из уст Ген. директора НИИ экологии и энергетики, академика Ашота Мадояна. По его прогнозам жидкое топливо на Земле кончается. Газа хватит минимум до 2030 года. И на этом фоне почему-то сворачивается в области добыча угля, который еще есть. Кому-то выгодно приостановить и атомную энергетику.
Такая логика с его концепцией не вяжется никак. Ибо, по мнению ученого, уже очень скоро страны, не подготовленные к атомной энергетике, будут вынуждены становиться в разорительную очередь за чужими энергоресурсами.
Разумеется, все выводы специалистов-атомщиков, сделанные во время Международной конференции по безопасности, заняли надлежащее место в рекомендациях по определению нынешнего спектра угроз общенациональной безопасности, чему и была посвящена ростовская встреча.
Дополнить эти заметки можно высказываниями министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям С.К.Шойгу, который заявил: "Не за закрытие опасных объектов надо бороться, а за обеспечение их безопасности. Без источника дешевой электроэнергии продукция Дона никогда не станет конкурентоспособной ни на собственном, ни тем более на зарубежном рынках".
Атомная энергетика является одним из важнейших энергоисточников, и ее развитие является одним из основных условий национальной безопасности России
В.ЛЯШЕВ.