Обзорный материал по "Заключению экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы по проекту строительства Ростовской АЭС", утвержденному Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И. Даниловым-Данильяном.

Экспертная комиссия, утвержденная приказом Председателя Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, рассмотрела доработанный проект строительства Ростовской АЭС с материалами обоснования воздействия АЭС на окружающую среду, представленный Минатомом России в 1999году. На экспертизу поступили 103 тома проекта, а также дополнительные материалы, предоставленные по запросу экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы.

Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы не установлено каких-либо технических препятствий для завершения строительства Ростовской АЭС, поскольку проект соответствует федеральным нормам и правилам в атомной энергетике, а также нормативно-техническим документам.

Проект Ростовской АЭС относится к серии унифицированных проектов с реакторами ВВЭР – 1000. Каждый из энергоблоков мощностью 1000 МВт размещается в отдельно стоящем корпусе и включает в себя реакторную установку В–320 и турбоустановку. Тепловая схема энергоблоков двухконтурная. Энергоблоки Ростовской АЭС на базе ВВЭР-1000 отвечают всем международным требованиям по безопасности, их надежность неоднократно подтверждена международными экспертизами, положительными результатами инспекций МАГАТЭ и опытом эксплуатации данного типа установок в России и за рубежом. Реакторная установка и все оборудование, содержащее радиоактивные элементы, размещены в прочной, герметичной защитной оболочке, рассчитанной на широкий спектр внешних воздействий и ограничивающий выход радиоактивных веществ в окружающую среду при аварийных ситуациях.

Проектом предусматривается обеспечение безопасности АЭС реализацией принципа глубокоэшелонированной защиты, основанной на применении систем и барьеров на пути возможного выхода радиоактивных продуктов в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности.

Первым барьером является топливная матрица, т.е. само топливо, имеющее твердую форму и поэтому препятствующее распространению продуктов деления.

Вторым барьером - оболочка тепловыделяющих элементов – герметичные стенки из циркониевого сплава, в которых хранятся топливные таблетки.

Третий барьер - герметичные стенки оборудования и трубопроводов первого контура, в котором циркулирует теплоноситель.

При нарушении целостности первых трех барьеров безопасности продукты деления будут задержаны четвертым барьером – системой локализации аварии.

В проекте Ростовской АЭС применяются апробированные технологии, узлы, системы и учтен опыт проектирования, изготовления и эксплуатации АЭС с реакторами ВВЭР.

Помимо конструктивных и компоновочных решений, заложенных в проекте, экологическая безопасность станции обеспечена обоснованным выбором площадки размещения в соответствии с требованиями по радиационной безопасности, инженерно-геологическим и гидрогеологическим условиям, плотности населения, учету внешних природных и техногенных воздействий. Материалы выбора площадки Ростовской АЭС согласованы с Советом Министров РСФСР и водоохранными государственными органами.

В районе размещения АЭС отсутствуют источники водоснабжения с утвержденными запасами воды, используемые или намечаемые к использованию для питьевого водоснабжения. Принятые в проекте системы техводоснабжения исключают поступление вод, содержащих радионуклиды, в водоем-охладитель и Цимлянское водохранилище, так как образующиеся в контролируемой зоне воды, содержащие радионуклиды, направляются в замкнутую систему собственных нужд.

Природная радиационная обстановка в районе размещения Ростовской АЭС характеризуется как благополучная, гамма-фон составляет 8-12мкр/час. Выброс радиоактивных веществ при нормальной эксплуатации станции будет во много раз ниже нормативных величин. Анализ радиационных последствий при запроектных авариях показал, что зона планирования обязательных защитных мероприятий может максимально составлять не более 6 км, и в целом проектные решения обеспечивают радиационную безопасность персонала и населения.

Поступление в воздушную среду химических соединений и радиоактивных веществ Ростовской АЭС и объектов ее инфраструктуры в режиме нормальной эксплуатации в сотни раз меньше нормативных величин. Возможные аварийные ситуации не представляют трудностей в реализации защитных мероприятий. Строительство и эксплуатация Ростовской АЭС не окажет неблагоприятного влияния на качество атмосферного воздуха в зоне наблюдения.

Характер микроклиматических процессов в наблюдаемой зоне АЭС не является препятствием для эксплуатации АЭС.

Ввод в эксплуатацию блоков 1 и 2 Ростовской АЭС не повлияет на состояние основных компонентов природной среды, почвенный покров, водные, земельные и биологические ресурсы и на здоровье населения в зоне наблюдения АЭС.

Как правило, наиболее пристальное внимание общественности привлекают проблемы безопасности населения и охраны окружающей среды. В средствах массовой информации и письменных обращениях в вышестоящие органы появлялись сообщения трех категорий. Негативную реакцию некоторой части населения вызвала первая категория сообщений, касающаяся высокой сейсмичности промплощадки, присутствия активных тектонических разломов, связи Чернобыльской аварии с местной сейсмичностью, наличия слабых грунтов в основании сооружений, возможного разжижения песков в основании сооружений и др. Такие сообщения не подтверждены документально и опровергнуты дополнительно проведенными исследованиями. При изучении геологической среды в районе размещения АЭС выполнен обширный комплекс исследований, в том числе после государственной экологической экспертизы, проведенной в 1995году. Выявлены основные особенности структурно–тектонических, сейсмических, инженерно–геологических и гидрогеологических условий, с которыми согласуются ранее принятые проектные решения. Новые результаты, полученные после государственной экологической экспертизы 1995г. при изучении сейсмотектонических и сейсмологических условий района и площадки станции, свидетельствуют о том, что в пределах расположения АЭС отсутствуют неблагоприятные факторы и явления природного происхождения: активные разломы и другие тектонические структуры с возможным высоким сейсмическим потенциалом; однако проектирование АЭС выполнено с учетом возможных сейсмических воздействий интенсивностью 7 баллов. Ожидаемый уровень воздействия станции на геологическую среду является допустимым.

Вторая категория сообщений требовала тщательной проверки, так как затрагивала вопросы проектирования и строительства АЭС: отклонение от проекта, неизвестное состояние существующих сооружений. В предоставленных членам экспертной комиссии материалах о результатах обследования строительных конструкций, систем и оборудования Ростовской АЭС в связи с длительной консервацией объекта отмечено, что строительные конструкции и здания в целом соответствуют проекту; сохранность зданий в целом высокая, неустранимых и существенных дефектов конструкций, вызванных вынужденным перерывом в строительстве, при обследовании не выявлено; дефектов конструкций зданий, возникших из-за недостаточной несущей способности оснований не отмечено.

Третья категория сообщений включает обращения в адрес Госкомэкологии, Президента и Правительства России с выражением поддержки завершения строительства и скорейшего ввода в эксплуатацию Ростовской АЭС. Число сообщений третьей категории резко возросло в процессе проведения государственной экологической экспертизы, такая поддержка обусловлена пониманием проблем региона. Обеспеченность ОЭС Северного Кавказа собственными топливно-энергетическими ресурсами составляет 56%, в случае отказа от завершения строительства и ввода Ростовской АЭС дефицит топлива может составить 10 млн. т. условного топлива, в том числе дефицит природного газа – 4 млн. т. условного топлива.

Строительство Ростовской АЭС было начато в 1979 году, к августу 1990 года на РоАЭС готовность первого энергоблока составила 95%, второго энергоблока - 30%; сооружена фундаментная плита третьего энергоблока и вырыт котлован для четвертого энергоблока. Однако в 1990г. решением Совета Министров СССР и РСФСР строительство АЭС было приостановлено по просьбе Совета народных депутатов Ростовской и Волгоградской областей. Этим решением Минатомэнергопрому СССР было предписано обеспечить полную сохранность построенных зданий и сооружений и смонтированного в них оборудования.

В правовом отношении принятые решения о прекращении сооружения Ростовской АЭС на уровне местных органов государственной власти Ростовской области являются незаконными, так как принятие решений о проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерных установок находится в ведении Правительства Российской Федерации. Экспертная комиссия считает, что правовых препятствий для строительства и ввода в эксплуатацию Ростовской АЭС нет.

Технические решения проекта в части обращения с радиоактивными отходами не противоречат санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям. Проектом предусмотрено оборудование комплекса переработки жидких радиоактивных отходов системой автоматического дистанционного управления и защиты, исключающей попадание их в окружающую среду. Система кондиционирования и хранения твердых радиоактивных отходов разработана с учетом нормальной эксплуатации и возможных аварийных ситуаций, включая землетрясения интенсивностью до 7 баллов

Строительство и эксплуатация Ростовской АЭС не приведут к дополнительной антропогенной нагрузке на наземные экосистемы; радиационное воздействие будет находиться в допустимых пределах. Проведенные в проекте расчеты показали, что создание станции не окажет отрицательного влияния на территории и виды растений и животных.

В 30-ти км зоне наблюдения Ростовской АЭС начаты работы по организации и проведению экологического мониторинга, который будет осуществляться в течение строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации станции. Программа мониторинга предполагает постоянный контроль за содержанием радионуклидов в атмосферном воздухе, в подземных водах, в почвенном и растительном покрове зоны наблюдения и в водных экосистемах.

Особое эколого-экономическое значение имеет создание энергобиологического комплекса Ростовской АЭС, который включает следующие блоки:

    1. Теплица, работающая на сбросном тепле.
    2. Открытый обогреваемый грунт.
    3. Рыбохозяйственный блок.
    4. Утилизация органических отходов.

Основная цель создания энергобиологического комплекса - малоотходная и экологически чистая технологическая схема производства, позволяющая создать дополнительно примерно четыреста рабочих мест, увеличивающая компенсацию за отчуждение водоема-охладителя, снижающая негативное воздействие от теплового загрязнения водоема-охладителя, обеспечивающая контроль состояния окружающей среды, являясь биоиндикатором.

Изучив поступившие на экспертизу материалы, комиссия пришла к выводу, что очевидными положительными сторонами проекта строительства Ростовской АЭС являются его высокая социально-экономическая значимость для региона, возможность в перспективе использовать тепловую энергию для теплоснабжения г. Волгодонска, а также создание энергобиологического комплекса. Реализация проекта будет способствовать экономическому и социальному развитию не только района размещения Ростовской АЭС и г. Волгодонска, но и всего Северо-Кавказского региона, обеспечит загрузку мощностей промышленных предприятий региона, повысит конкурентоспособность их продукции за счет существенного снижения стоимости потребляемой ими электроэнергии, что позволит создать условия для пополнения бюджетов и внебюджетных фондов федерального и регионального уровней, создания новых рабочих мест и объектов социальной инфраструктуры.

Рекомендации и предложения экспертной комиссии .

    1. Продолжить мониторинговые геодинамические наблюдения в пределах промплощадки станции во время строительства и эксплуатации.
    2. При эксплуатации АЭС оценить возможность влияния микроорганизмов на состояние полимерных гидроизоляционных материалов.
    3. Продолжить наблюдение за аномальными погодными явлениями для прогноза накопления радионуклидов в приземном слое атмосферы.
    4. Перед пуском АЭС в эксплуатацию в зоне наблюдений предусмотреть контроль за содержанием трития, углерода-14, йода-131 и цезия-137 в соответствии с регламентом и программой экологического мониторинга.
    5. При эксплуатации АЭС в соответствии с Законом "О радиационной безопасности населения " пересмотреть размеры санитарно-защитной зоны в течение 2-х лет после ввода энергоблока №1 в эксплуатацию.
    6. Предусмотреть внедрение систем автоматизированного учета и контроля радиоактивных отходов при их хранении на площадке АЭС, включая и этап ее вывода из эксплуатации.
    7. Обеспечить комплексность наблюдаемых параметров состояния окружающей среды зоны наблюдения Ростовской АЭС при проведении отдельных видов экологического мониторинга.
    8. Проводить корректировку программы экологического мониторинга с учетом изменений в нормативной базе и фактической экологической обстановки.
    9. Для дальнейшего углубленного изучения состояния здоровья населения г. Волгодонска необходимо организовать в зоне наблюдения мониторинг здоровья населения как составного элемента экологического мониторинга.