Часть VII

Экологическое состояние урбанизированных территорий

В 1998 г. в Российской Федерации экологическое состояние сложившейся сети крупных и крупнейших городов и их агломераций существенно не изменилось и отражало тенденции, проявившиеся в прошлые годы.

Россия относится к странам с высоким уровнем урбанизации (73%): поселения представлены 1095 городами, в которых сосредоточено 107,5 млн. чел. В настоящее время на территории России продолжают развиваться около 30 крупнейших агломераций, занимающих 6% обжитой (заселенной) территории страны и концентрирующих более 60% городского населения.

Экологическое состояние урбанизированных территорий неразрывно связано с общей социально-экономической ситуацией в стране, состоянием капитального строительства, реализацией государственной градо-строительной и жилищной политики в новых условиях.

В 1998 г. напряженная экологическая обстановка сохранялась в большинстве городов и агломерациях, несмотря на общее снижение уровня производства во всех регионах страны. Помимо зон радиоактивного загрязнения, к экологически неблагоприятным территориям по-прежнему были отнесены городские агломерации Урала (Челябинская, Свердловская), Центра (Тульская), Западно-Сибирского региона (Кемеровская и Новосибирская), Поволжья (Самарская, Волгоградская, Ульяновская, Нижегородская) и др.

Экологическая обстановка в городах Нижний Тагил, Магнитогорск, Новочеркасск, Братск была близка к чрезвычайной. Практически во всех городах с населением более 1 млн. чел., включая Москву и Санкт-Петербург, экологическая напряженность оставалась высокой.

Уменьшение выбросов загрязняющих веществ в некоторых отраслях промышленности (электроэнергетика, топливная промышленность, цветная и черная металлургия) составило 1–8%, однако в ряде регионов усилилось воздействие хозяйственной деятельности на состояние воздушного бассейна, в том числе за счет роста автомобильного парка. Рост выбросов более чем на 20% по сравнению с 1997 г. отмечен в Ульяновской агломерации.

Значительную роль в ухудшении экологической ситуации на урбанизированных территориях играют крупные промышленные аварии, происходящие в среднем до 250 раз в год (1996–1998 гг.) и приводящие к загрязнению атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод.

Аварии зданий и сооружений жилого и социально-бытового назначения, помимо материальных потерь, нередко связаны с нанесением ущерба здоровью населения. Среднемноголетнее количество таких аварий достигает 300–310.

Большой вклад в загрязнение окружающей среды в 1998 г. вносили аварийные порывы продуктопроводов, обусловленные их коррозионным износом и развитием на некоторых территориях оползней, просадок многолетнемерзлых и лессовых пород, эрозии и других опасных природных и техно-природных процессов. Большинство действующих магистральных трубопроводов были построены более 20 лет назад, износ многих из них превышает 50%.

Аварийное загрязнение водных объектов отмечалось на территории Самарской агломерации (Сызранский НПЗ), Красноярской агломерации (Канская нефтебаза). Аварии на трубопроводах были зафиксированы в Уфимской, Ульяновской, Пензенской агломерациях.

Градообразующая база урбанизированных территорий претерпевает изменения в результате структурной перестройки экономики и развития новых функций в ходе экономической реформы (частное предпринимательство, бизнес, торговля и др.).

Происходящая структурная перестройка промышленности крупных городов и их агломераций связана с перепрофилированием предприятий, особенно оборонного назначения, что в определенной мере способствует улучшению экологической ситуации (за счет упорядочения потребления воды, энергии, топлива, сырья, рационального использования территориальных ресурсов). Этот процесс начался в 18 городах, включая Челябинскую, Тульскую, Воронежскую, Свердловскую и другие агломерации.

Общая характеристика урбанизированных территорий по регионам и отдельным агломерациям за отчетный период представлена в таблице. Следует отметить, что характеристики водных и рекреационных ресурсов, не претерпевшие существенных изменений по сравнению с 1997 г., не включены в таблицу (подробно см. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году", с. 340–341). Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский и Уральский экономические районы, как и прежде, характеризовались высокой степенью урбанизации – 1,0%–1,6% (см. таблицу). В региональном разрезе лидировали Московская (17,4%), Санкт-Петербургская (6,0%), Тульская (14,8%), Ярославская (9,9%) и Воронежская (7,3%) агломерации. Не изменились показатели урбанизации (0,1–0,2%) территории Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов.

В агломерациях в основном сохранилась тенденция к уменьшению численности населения (дезурбанизация), в среднем сокращение численности городского населения составило 0,3%. Незначительное снижение численности городского населения отмечалось в Северном (0,8%) и Северо-Западном (0,4%) районах, в Тульской (0,8%), Кемеровской, Хабаровской и Ярославской (0,6%) агломерациях. Прирост городского населения отмечен в Уфимской (0,5%), Тюменской (1%) и Казанской (0,1%) агломерациях. Санкт-Петербургская и Московская агломерации имели высокую плотность населения (см. таблицу) – 12180 чел./км2 и 11110 чел./км2 соответственно, что связано с их функциями федеральных и межнациональных центров социально-культурного значения.

Сеть железных и автомобильных дорог, представляющих транспортно-коммуникационную инфраструктуру региона, оказывает существенное влияние на качество среды проживания городского населения.

Обострение экологических проблем урбанизированных территорий из-за повышенной концентрации вредных выбросов от резко увеличившихся потоков легкового транспорта наблюдалось в Московской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Челябинской, Новосибирской агломерациях (коэффициент 6,5–9,0), характеризующихся высокой степенью развитости и плотности транспортно-коммуникационных систем.

При этом доля автотранспорта в загрязнении воздушного бассейна крупнейших городов имеет тенденцию роста, достигая половины и более общего объема выбросов, в Москве величина этого показателя превысила 80%.

В Северном, Восточно-Сибирском, Дальневосточном экономических районах (коэффициент развитости транспортной сети 2,5–2,9) вклад выбросов грузовых потоков транспорта в загрязнение окружающей среды городов был незначителен.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1076 была принята федеральная целевая программа "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России", одной из главных целей которой является обеспечение благоприятной экологической среды проживания населения. В настоящее время ее реализация уже началась. В России статус исторического имеют 383 города с населением около 12 млн. чел. Они обладают благоприятными экологическими условиями (80% общего числа). Однако из-за низкого уровня развития систем коммунального хозяйства и очистных сооружений они остаются источниками загрязнения водных ресурсов.

Повышенный уровень загрязнения водного и воздушного бассейнов, связанный с функционированием предприятий отраслей тяжелой промышленности, отмечается в 12 городах (Ачинск, Арзамас, Балахна, Кингисепп, Клин, Кызыл, Серпухов и др.)

Характеристика состояния урбанизированных территорий (на 1 января 1998 г.)
Экономический район, урбанизированная территория Урбанизированность территории, % Плотность населения на городских территориях, чел./км2 Kоэффициент развитости транспортной сети Нагрузка мигрантов на городские территории, чел./км2 Изменение нагрузки мигрантов на городские территории к уровню 1997 г.
Северный 0,1 2010 2,5 0,5 0,7
Северо-Западный,
в том числе:
0,6 7350 4,1 1,3 1,0
Санкт-Петербургская 6,0 12180 7,9 1,0 1,4
Центральный,
в том числе:
1,0 4690 3,8 1,9 1,4
Московская 17,4 11110 9,0 0,7 1,3
Тульская 14,8 3590 3,8 3,2 0,9
Ярославская 9,9 2930 3,6 1,2 0,7
Волго-Вятский,
в том числе:
0,8 2780 3,0 1,1 1,2
Кировская 0,2 2620 3,2 0,6 0,8
Нижегородская 4,2 2530 4,2 3,5 1,1
Центрально-Черноземный,
в том числе:
1,4 2280 3,8 3,1 1,1
Воронежская 7,3 2090 3,4 4,5 3,0
Поволжский,
в том числе:
0,9 2350 4,2 3,3 0,9
Kазанская 3,1 3540 4,9 1,9 1,3
Волгоградская 2,8 2140 5,3 2,1 0,4
Пензенская 7,6 2580 3,9 5,4 3,0
Самарская 6,2 2020 7,0 3,7 0,9
Саратовская 3,1 1890 4,2 3,3 0,7
Ульяновская 5,9 3190 2,5 2,4 1,0
Северо-Kавказский,
в том числе:
1,6 1750 3,2 3,8 1,9
Kраснодарская 4,5 1880 2,4 3,5 1,2
Ростовская 3,6 1620 4,8 1,0 0,8
Уральский,
в том числе:
1,4 1290 3,3 2,0 1,4
Уфимская 2,7 1680 3,1 1,3 0,9
Ижевская 1,5 2050 2,3 2,2 1,8
Оренбургская 2,7 1430 2,7 4,2 1,5
Пермская 1,7 1060 3,8 0,5 1,0
Свердловская 2,2 1370 4,4 1,4 1,0
Челябинская 0,3 1230 6,5 1,3 1,1
Западно-Сибирский,
в том числе:
0,2 1860 3,6 6,4 2,0
Новосибирская 3,1 1960 6,5 1,0 0,2
Тюменская 0,2 2660 3,0 6,3 2,5
Барнаульская 1,9 1980 4,5 10,1 3,1
Kемеровская 0,2 1400 1,9 1,8 1,0
Омская 2,9 2030 3,7 5,8 2,7
Восточно-Сибирский,
в том числе:
0,1 1240 2,7 1,0 1,0
Kрасноярская 0,01 1530 3,4 1,6 1,1
Иркутская 0,3 1240 4,5 0,6 0,7
Дальневосточный,
в том числе:
0,1 940 2,9 0,2 1,0
Владивостокская 0,5 1070 6,3 0,3 1,0
Хабаровская 0,03 1070 3,1 0,1 0,5

Примечание:
урбанизированность территории – отношение площади городских земель к общей площади региона (района, области, края, республики);
развитость транспортной сети – интегральный показатель протяженности, пропускной и провозной способности всех автомобильных и железных дорог агломерации;
подверженность урбанизированных территорий опасному процессу – отношение площади, в пределах которой развит или, возможно, получит развитие опасный процесс, к общей площади урбанизированной территории.

Продолжение таблицы
Экономический район, урбанизированная территория Озелененность городских территорий, % Обеспеченность зелеными насаждениями горожан, м2/чел. Экологический риск развития агломерации
подтопление, % землетрясение, % геокриологические процессы,%
6 баллов 7-10 баллов
Северный 17,4 6,2 16 38 - 4
Северо-Западный,
в том числе:
15,0 4,8 33 - - -
Санкт-Петербургская 25,9 16,3 34 - - -
Центральный,
в том числе:
15,0 16,6 23 - - -
Московская 23,7 19,9 22 - - -
Тульская 11,6 17,1 40 - - -
Ярославская 13,9 14,9 46 - - -
Волго-Вятский,
в том числе:
22,3 20,4 27 29 - -
Кировская 11,6 25,6 9 - - -
Нижегородская 30,8 15,2 37 26 - -
Центрально-Черноземный,
в том числе:
15,9 20,9 12 - - -
Воронежская 15,1 10,7 9 - - -
Поволжский,
в том числе:
22,3 24,9 26 39 - -
Kазанская 14,2 12,0 21 62 - -
Волгоградская 18,3 16,1 24 48 - -
Пензенская 46,0 16,8 7 1 - -
Самарская 29,0 17,2 46 23 - -
Саратовская 13,0 24,8 11 23 - -
Ульяновская 11,5 19,2 15 54 - -
Северо-Kавказский,
в том числе:
22,0 25,9 17 19 82 -
Kраснодарская 22,9 15,6 22 25 75 -
Ростовская 17,8 11,8 14 16 - -
Уральский,
в том числе:
20,8 17,9 15 20 - -
Уфимская 24,6 13,8 25 3 - -
Ижевская 14,8 6,5 15 8 - -
Оренбургская 7,7 16,3 6 - - -
Пермская 27,3 10,6 29 26 - -
Свердловская 28,2 22,3 4 31 - -
Челябинская 17,5 6,1 9 19 - -
Западно-Сибирский,
в том числе:
24,5 24,4 25 28 33 1
Новосибирская 27,8 18,2 34 25 12 -
Тюменская 32,9 15,8 10 - - -
Барнаульская 15,0 20,9 39 27 72- -
Kемеровская 15,5 16,1 36 49 - -
Омская 7,9 13,5 42 - - -
Восточно-Сибирский,
в том числе:
18,3 13,7 6 6 67 26
Kрасноярская 9,7 8,9 8 11 17 21
Иркутская 27,7 22,0 7 14 51 43
Дальневосточный,
в том числе:
17,2 19,2 8 13 87 10
Владивостокская 31,9 16,6 8 30 70 1
Хабаровская 26,9 16,2 12 4 96 44
Примечание:
урбанизированность территории – отношение площади городских земель к общей площади региона (района, области, края, республики);
развитость транспортной сети – интегральный показатель протяженности, пропускной и провозной способности всех автомобильных и железных дорог агломерации;
подверженность урбанизированных территорий опасному процессу – отношение площади, в пределах которой развит или, возможно, получит развитие опасный процесс, к общей площади урбанизированной территории.

Особо неблагополучную группу составляют города, находящиеся в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварий на Чернобыльской АЭС и ПО "Маяк". Из 34 таких городов наиболее сложная ситуация в Новозыбкове, Клинцах, Плавске.

Группу "повышенного экологического риска" составляют исторические города, которые при определенных условиях могут быть источниками экологических бедствий в связи с размещением на их территориях экологически опасных объектов (Александров-Сахалинский, Козельск, Корсаков, Кронштадт, Ломоносов, Мелекесс, Сергиев Посад, Сольцы, Тейково, Черняховск).

В новых экономических условиях наметилась тенденция трансформации историче-ских поселений в рекреационные центры и центры туристического обслуживания, места размещения переселенцев и беженцев из ближнего зарубежья, а также в районы, "принимающие" часть промышленного потенциала крупных городов. При этом предусматриваются меры по стабилизации и реабилитации природной среды этих городов, а именно:

– в 46 городах – дезактивация участков радиоактивного загрязнения (Клинцы, Новозыбков, Стародуб и др.);

– в 50 городах – техническое перевооружение вредных в экологическом отношении предприятий (Боровичи, Кашира, Лебедянь, Муром, Онега, Соликамск и др.);

– в 26 городах – меры по снижению влияния выбросов предприятий и транспорта на историческую застройку и памятники истории и культуры (Великие Луки, Горноалтайск, Канск, Невель, Ржев, Салехард, Старая Русса, Торжок, Шуя и др.);

– в 153 городах – комплекс мер по защите оснований зданий и фундаментов от подтопления (Вольск, Козьмодемьянск, Оса, Пожва, Хвалынск, Чистополь и др.).

Урбанизация и миграция

В 1998 г. влияние миграционной ситуации в России на экологическое состояние урбанизированных территорий не претерпело кардинальных изменений по сравнению с предыдущими годами и относительно стабилизировалось.

В целом миграционная ситуация в Российской Федерации сохранила все присущие ей в последние 2–3 года основные тенденции.

Необходимость приема мигрантов обусловлена наличием территорий с неблагоприятными природно-климатическими условиями (Ближний и Крайний Север) и кризисных регионов, в которых сложилась острая, в том числе и экологическая ситуация. Это – территории, загрязненные вследствие аварий на ПО "Маяк" (1957 г.) и Чернобыльской АЭС (1986 г.), испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, в результате стихийных бедствий (Сахалин, Курильские острова и т.д.).

В настоящее время стихийно развивающиеся миграционные процессы регулируются ограниченно, что приносит значительный ущерб экологическому благополучию отдельных регионов.

Следует отметить, что по-прежнему расселение мигрантов часто происходит без учета экологических требований. Основными районами, притягивающими мигрантов на протяжении последних лет, остаются достаточно густонаселенные и "экологически напряженные" старообжитые территории в Северо-Кавказском (около четверти зарегистрированных), Западно-Сибирском, Поволжском, Уральском и Центральном экономических районах.

Дополнительную экологическую напряженность и ухудшение качества среды проживания населения создает, кроме официально разрешенной, незаконная внешняя миграция (страны ближнего зарубежья, Африки, Азии), составившая в 1998 г., по экспертным оценкам, от 700 тыс. до 1 млн. чел. Как и ранее, большая часть переселенцев были выходцами из Казахстана, Украины и государств Центральной и Средней Азии. При этом многочисленный поток китайской незаконной миграции, осевший во Владивостокской, Хабаровской, Иркутской агломерациях, отрицательно повлиял на экологические и санитарно-эпидемиологические характеристики состояния отдельных поселений.

В региональном разрезе интенсивный миграционный прирост нагрузок отмечен в Пензенской агломерации (в 3 раза), Тюменской, Барнаульской и Омской (2,5–3,1раза), Московской и Санкт-Петербургской (1,3–1,4 раза), Ижевской и Оренбургской (1,8–1,5 раза) агломерациях. Наименьший прирост миграционных нагрузок был в Новосибирской (0,2), Волгоградской (0,4), Хабаровской (0,5), Иркутской и Ярославской (0,7) агломерированных территориях (см. таблицу).

В 1998 г. официально зарегистрировано в территориальных миграционных службах 144950 чел., имевших статус вынужденных переселенцев и беженцев. По-прежнему преобладающая часть мигрантов тяготела к расселению в городах, обладающих важными экономическими и инфраструктурными объектами, например, транссибирская магистраль в Омской агломерации, пригородные районы Московской и Санкт-Петербургской агломераций, приграничные районы Челябинской, Оренбургской, Барнаульской, Хабаровской урбанизированных территорий. Исторические малые и средние города России по своим экологическим условиям благоприятны для приема вынужденных мигрантов и переселенцев из других регионов России.

Так, в Северо-Кавказском экономическом районе, где в настоящее время формируются новые рекреационные зоны (Черноморское побережье Краснодарской агломерации), интенсивные миграционные потоки препятствовали реализации мероприятий по обустройству зон отдыха и привели к усилению локальных кризисных экологических ситуаций.

Особенно важно регулирование миграционных процессов на Севере с целью снижения нагрузок на инфраструктуру и легко уязвимую природную среду.

Миграционные потери регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей составили около 30% по отношению к прошлому году.

Создание в буферной зоне Севера (Ближнего Севера) базовых центров проживания населения, обслуживающего вахтовыми методами объекты по добыче полезных ископаемых, должно быть увязано с рациональным распределением миграционных потоков, в том числе с учетом экологической ситуации.

Урбанизация и опасные природные и техногенные процессы

В 1998 г. существенно обострились экологические проблемы урбанизированных территорий, связанные с проявлением опасных природных и техногенных процессов, которым подвержены практически все города. К таким процессам относятся: наводнения (746 городов), оползни и обвалы (725), землетрясения (103), лавины и сели (14), овражная эрозия (442), карст (301), суффозия (958), просадка лессовых пород (563). За последние 15 лет суммарная площадь развития этих процессов в пределах урбанизированных территорий увеличилась на 50–60%. Это произошло во многом из-за практически полного прекращения в 90-е годы профилактических работ по предупреждению развития опасных процессов методами инженерной защиты в большинстве городов России.

В последние 10 лет наиболее активно проявляется процесс техногенного подтопления, которому подвержено около 20% урбанизированных территорий страны (см. таблицу). Если в 1985 г. подтопление отмечалось в 792 городах России, то в 1998 г. – в 960 из 1095. В 894 городах площадь подтопленных земель составляла более 5% общей площади.

В наибольшей степени подтоплены промышленно развитые крупные города России с большим водопотреблением и соответственно утечками из сетей водоснабжения, достигающими в отдельных случаях 60–70%. Например, в Москве при 20%-ных утечках подтоплено около 40% территории, в Волгодонске при больших утечках – 60%, а в Астрахани – 80%. Суммарная площадь подтопленных урбанизированных территорий увеличилась с 1989 г. на 35%. В Московской, Новосибирской и Ростовской агломерациях относительное увеличение площади подтопленных земель составило за это время более 70%, а в Хабаровской – 50%.

Экологически опасные последствия подтопления урбанизированных территорий связаны с затоплением и разрушением подвалов и инженерных коммуникаций, обводнением и уменьшением несущей способности грунтов – оснований зданий и сооружений – и их деформацией, с загрязнением подземных вод токсичными веществами, а также с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в жилых и рабочих помещениях.

Особенно активно эти сопутствующие подтоплению процессы проявлялись в 1998 г. в Центральном, Волго-Вятском, Поволжском и Северо-Кавказском экономических районах, в Московской, Нижегородской, Ульяновской, Краснодарской и Ростовской агломерациях.

С затоплением, подтоплением, абразией связано продолжающееся с 1978 г. катастрофическое ухудшение экологической обстановки в городах, расположенных на Каспийском побережье России, что связанно с многолетними колебаниями уровня Каспийского моря. В 1998 г. подъем уровня моря составил 7 см, и, согласно прогнозам Росгидромета, в 1999 г. ожидается дальнейший подъем его уровня со скоростью не менее 6 см/год.

За годы подъема уровня Каспия на российском побережье, имеющем протяженность около 695 км, были затоплены и разрушены более 340 тыс. га ценных прибрежных территорий, жилые дома и промышленные здания, железные и автомобильные дороги, линии электропередачи и другие объекты инфраструктуры.

Прямой экономический ущерб составил более 130 млрд. руб. В зоне разрушительного воздействия моря находятся города Махачкала, Каспийск, Дербент, Лагань, около 70 малых поселений, в которых проживают более 100 тыс. чел.

В настоящее время около 34% урбанизированных территорий относятся к сейсмо-опасным с интенсивностью сейсмических сотрясений в 6 баллов и более при их повторяемости 1 раз за 1000 лет (см. таблицу).

К наиболее сейсмоопасным относятся Северо-Кавказский, Дальневосточный, а также наиболее урбанизированные южные части Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. В зоне повышенной сейсмичности (8 баллов и более) расположены агломерации Урала, Поволжья и города: Краснодар, Сочи, Анапа, Ставрополь, Пятигорск, Грозный, Махачкала, Дербент, Иркутск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский. Значительная часть зданий и сооружений в пределах указанных территорий не имеет достаточно надежной системы сейсмозащиты.

Техногенная сейсмотектоническая активность характерна для нефтедобывающих районов Казанской и Уфимской агломераций, слабые местные землетрясения фиксировались в Воронежской агломерации, где расположена Воронежская АЭС.

Опасность землетрясений с каждым годом растет по мере освоения сейсмоактивных территорий и строительства в их пределах особо ответственных сооружений.

Экологически опасный комплекс геокриологических процессов (термокарст, термоэрозия, пучение, солифлюкция и т.д.) приурочен к зоне развития многолетнемерзлых пород, слагающих около 65% территории России. Наибольшие экологические и экономические потери от этих процессов в 1998 г. отмечались в Восточно-Сибирском и Дальневосточном экономических районах в пределах Хабаровской, Иркутской и Красноярской городских агломераций, где указанными процессами охвачено соответственно 44,43 и 20% освоенных площадей (см. таблицу).

Весьма значительными были также потери от геокриологических процессов практически во всех поселениях, расположенных в зоне многолетнемерзлых пород вне указанных агломераций. Например, по данным обследований, проведенных в начале 90-х годов, около 25% зданий и сооружений в г. Воркута, поселках Амдерма, Диксон, Тикси имели значительные деформации, а 8% – находились в аварийном состоянии. В г. Певек в результате воздействия геокриологических процессов повреждено 40% застройки, в г. Анадырь – 20%, в городах Салехард и Лабытнанги – более 10%. В ближайшие 5–10 лет ожидается дальнейшее увеличение площадей развития этих процессов и соответственно рост экологических и экономических потерь от опасных геокриологических процессов в пределах урбанизированных территорий из-за постоянно увеличивающейся здесь техногенной тепловой нагрузки.

Экологические проблемы освоения подземного пространства

Проблема сохранения окружающей среды при возведении подземных сооружений в крупных городах с неблагоприятной экологической ситуацией имеет два аспекта. С одной стороны, положительные последствия связаны с уменьшением вредного воздействия выбросов автотранспорта на окружающую среду в условиях перенасыщенности ими городов и недостаточным развитием элементов инженерной инфраструктуры.

Наиболее активно в настоящее время подземное пространство используется для строительства городских автотранспортных тоннелей, что обеспечивает разгрузку и упорядочение движения потоков наземного транспорта и ведет к улучшению экологических параметров городской среды.

Это особенно актуально в условиях увеличения плотности застройки и высоких техногенных нагрузок в агломерациях и их городах при одновременном сокращении площади рекреационных территорий и озелененных пространств.

Для крупных городов-мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др.) освоение подземного пространства оказывает положительное влияние на экологическое состояние городской среды, жилой и нежилой застройки.

Несмотря на сложные экономические условия, в крупных городах России продолжается эксплуатация и строительство одного из важнейших подземных сооружений – метрополитена – в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре. Так, в Москве построено около 300 подземных пешеходных переходов, много транспортных (комму-никационных) тоннелей, протяженность линий метрополитена составила 240 км. Проектируется и строится метро в Омске, Челябинске, Уфе, Казани и Красноярске.

Кроме того, функционирует крупнейший в Европе московский торгово-рекреационный комплекс "Охотный ряд". На строящемся Московском международном деловом центре "Москва-Сити" предусматривается заглубление на 3 этажа, начинается строительство большого подземного сооружения на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге. Создание 3-го автотранспортного кольца столицы связано с прокладкой части магистрали под землей. Крупнейшей подземной строительной площадкой конца XX в. в Москве станет площадь Курского вокзала.

С другой стороны, в ходе возведения подземных сооружений и объектов город-ской инфраструктуры (линий и станций метрополитена, торговых центров, многоместных гаражей и автостоянок, прогонов авто- и железнодорожных магистралей, коллекторов коммуникационных сетей глубокого заложения) активизируются опасные геологические процессы, не проявлявшиеся раньше при наземном строительстве (деформации, просадки земной поверхности, подтопление).

Возведение и эксплуатация подземных сооружений осуществляются в условиях плотной городской застройки, в том числе в центральных зонах городов, где распо-ложены ценные памятники истории и архитектуры, уникальные здания и сооружения. Именно здесь велики плотность заселения и разнообразные техногенные нагрузки на геологическую среду.

В перспективе создание новых экологически безопасных технологий строительства, отвечающих требованиям защиты геологической среды, позволит разместить ниже земной поверхности до 70% общего объема гаражей, 60% складов, 50% архивов и хранилищ, 30% учреждений культурно-бытового обслуживания.

Урбанизация и коммунальное хозяйство

Благоустройство урбанизированных территорий является важным фактором, влияющим на оздоровление городской среды и комфортность проживания населения.

Обеспечение городов и их агломераций качественной питьевой водой представляет острую проблему, несмотря на то, что централизованные системы водоснабжения имеют 1082 города (99,6% числа городов) и 1691 поселок городского типа (88%). Сложность решения проблемы обусловлена повышенным загрязнением водоисточников (в том числе солями тяжелых металлов), износом систем водоснабжения и канализации (более 40% сетей требуют полной замены) и вследствие этого возрастающей аварийностью. В отчетном году из-за ветхости водопроводно-канализационных сетей произошло 27,3% аварий.

Острая экологическая ситуация из-за недостатка мощности водоводов отмечалась в Кемеровской и Владивостокской агломерациях, Северном экономическом районе.

Истощение и загрязнение подземных вод в результате их переэксплуатации отмечено в Саратовской, Кемеровской и Владивостокской агломерациях. Непоправимый ущерб подземным водам хозяйственно-питьевого назначения в Саратовской агломерации нанесен работами по бурению разведочных скважин на нефть и газ, а также по закачке газа в подземные хранилища. Критическая обстановка сложилась в Кемеровской области. В частности, в г. Новокузнецк, в 5-километровой зоне вокруг которого почвы загрязнены ртутью, цинком, марганцем и другими тяжелыми металлами, около 80% населения получало воду, не отвечающую требованиям, предъявляемым к источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Дефицит мощности водопроводов в городах и их агломерациях, составляющий более 10% от имеющихся, обусловил уменьшение удельного водопотребления до 150–200 л/чел. в сутки в городах при среднем уровне водопотребления 272.

Развитие напряженной экологической и санитарно-гигиенической ситуации в Оренбургской, Саратовской и Тюменской агломерациях связано с отсутствием централизованных систем канализации в ряде городов (43 города и 732 поселка городского типа), перегруженностью очистных сооружений (до 60%).

Для высокоурбанизированных территорий (Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Челябинская агломерации и т.д.), независимо от наличия в них опасных с экологической точки зрения производств, серьезную проблему для окружающей среды представляет размещение полигонов складирования твердых бытовых отходов (ТБО) и иловых площадок осадка сточных вод от городских очистных сооружений, поскольку для строительства этих объектов используются пригородные зоны с ценными рекреационными и природоохранными ландшафтами.

В 1998 г. в результате санитарной очистки городов вывезено около 130 млн. м3 ТБО, из которых более 90% обезвреживалось на полигонах складирования различного типа, не всегда обеспечивающих экологическую безопасность прилегающих территорий. Экологическим требованиям в настоящее время отвечают усовершенствованные полигоны и установки по переработке ТБО и осадка сточных вод, эксплуатируемые и строящиеся в городах Астрахань, Владимир, Орел, Кострома, Самара, Челябинск. Промышленные методы утилизации ТБО оказывали положительное влияние на оздоровление среды проживания населения на урбанизированных территориях (города Мурманск, Пятигорск, Москва, Владивосток, Санкт-Петербург, Нижний Новгород).

Особую экологическую проблему представляет ликвидация оборонных предприятий, сопряженная с необходимостью утилизации промышленных отходов, в том числе радиоактивных, металлолома, токсичных остатков ракетного топлива, отработанных частей ракет-носителей. Например, в г. Плесецк, в городах Республики Алтай и Барнаульской агломерации отмечалось загрязнение окружающей среды отходами высокотоксичного ракетного топлива. При восстановлении нарушенных земель требуется привлечение значительных средств.

К городам с кризисной экологической обстановкой относится г. Чапаевск (Самар-ская агломерация), в котором была осуществлена конверсия промышленного производства. Два года тому назад в этом городе начал функционировать отвечающий современным требованиям полигон промышленных и бытовых отходов, что снизило остроту экологической ситуации.

Озеленение городов

Зеленые насаждения в условиях экологического неблагополучия большинства городских поселений России являются одним из эффективных факторов оздоровления окружающей среды, повышения комфортности и качества среды жизни человека.

Устойчивая тенденция экспансии застройки на природное окружение городов и неупорядоченность общей планировочной структуры поселений и пригородных зон при одновременном насыщении территории элементами инженерной инфраструктуры приводит к сокращению площади городских зеленых насаждений и усложняет взаимоувязку архитектурных объектов с природной средой.

При этом отмечается нерегулируемое использование пригородных лесов, парков, рекреационных территорий под новую застройку, вследствие чего происходит деградация зеленых массивов, неподготовленных для массового посещения, ухудшается санитарное состояние, эстетическая привлекательность, экологическая ценность ландшафтов.

Площадь озелененных территорий в городах в 1998 г. составляла 1,17 млн. га, т.е. около 20% городских земель. Площадь насаждений общего пользования достигала 169,9 тыс. га, или 3% от площади городских земель.

В городах эксплуатируется около 170 тыс. га насаждений общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары, набережные), 140 тыс. га лесопарков и более 110 тыс. км озелененных улиц, дорог, проездов.

При дефиците денежных средств на благоустройство и озеленение городской среды основной задачей является сохранение существующих зеленых насаждений, играющих важную роль в оздоровлении городов, улучшении их архитектурного облика, организации отдыха населения.

Основной объем средств – 93% – направлен на ремонтно-эксплуатационные работы, 7% – на новое строительство. Площади ввода в эксплуатацию объектов озеленения сократились на 63%.

В настоящее время большинство насаждений общего пользования имеют возраст более 40 лет.

Средняя обеспеченность горожан насаждениями общего пользования увеличилась до 11,2 м2/чел. за счет перевода части лесопарковых насаждений в парковые. Однако этот показатель ниже нормативного, который составляет 16 м2/чел.

Волго-Вятский, Поволжский и Северо-Кавказский экономические районы сохранили высокую обеспеченность насаждениями общегородского пользования – 20,4; 24,4; 24,9 м2/чел. соответственно. Близка к нормативной озелененность Иркутской, Барнаульской, Ульяновской, Кировской и Саратовской агломераций. Низкие показатели озеленения были характерны для Ижевской (6,5 м2/чел.), Челябинской (6,2 м2/чел.), Красноярской (8,9 м2/чел.) и других агломераций.

Увеличение площади насаждений общего пользования отмечалось в агломерациях, где озеленению городской среды уделялось большое внимание (Омская, Санкт-Петербургская, Ярославская, Самарская, Московская и другие агломерации).

Значительные площади в Волго-Вятском, Поволжском, Северо-Кавказском экономических районах занимают общегородские зеленые насаждения, достигающие 1/4 от общей площади городских земель.

Озеленение городских территорий существенно повлияло на создание благоприятных условий проживания населения в Нижегородской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Новосибирской, Владивостокской, Санкт-Петербургской агломерациях (см. таблицу).

Работы по созданию новых и реконструкции существующих объектов озеленения сокращаются, снижается качество содержания озелененных территорий. Так, лесопарковая зона Москвы имеет большое оздоровительное, экологическое и рекреационное значение, однако темпы ее развития недостаточны. Расширение жилой застройки городов ближнего Подмосковья (Подольск, Люберцы, Химки, Мытищи, Долгопрудный, Балашиха и др.) ведется нередко за счет сокращения площади зеленых насаждений.

В последние 5 лет стихийный строительный бум привел к массированной застройке прилегающих к Москве лесопарковых массивов (Учинского, Подушкинского, Клязьминского и др.). Новые объекты и здания часто не оснащены системой инженерного оборудования (канализацией, ливневыми стоками, очистными сооружениями), что имеет негативные экологические последствия, главным образом для состояния поверхностных водных объектов. Массовое строительство коттеджей часто осуществляется в водоохранных зонах. По прогнозам Института Генплана Москвы, при таком активном "освоении" лесопаркового защитного пояса через 10–15 лет он может исчезнуть.

Необходимо предусмотреть возможность охраны и реставрации объектов садово-паркового искусства и памятников природы, истории и культуры.

В 1998 г. принят Градостроительный кодекс Российской Федерации, регулирующий отношения в области создания системы расселения, благоустройства городских поселений, развития их инженерной, транспортной инфраструктуры, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. В статье 10 "Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил" предусматривается:

1. Разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны природной среды, экологической безопасности и санитарных правил с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека.

2. В градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве.

Для зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия территорий субъектов Российской Федерации, территориально-производственных комплексов, городов – крупных промышленных центров и отдельных промышленных комплексов разрабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования.

3. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, предусмотренные градостроительной документацией, а также санитарные правила.

4. Территории, загрязненные биологиче-скими и химическими веществами, вредными микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами в количествах свыше предельно допустимых уровней, в случаях, если проживание населения и осуществление хозяйственной деятельности на таких территориях создают угрозу здоровью человека, подлежат консервации и специальной обработке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

В зависимости от степени загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их использования или установлено иное функциональное назначение.

5. В случае, если государственные или общественные интересы требуют осуществления хозяйственной или иной деятельности на территориях, неблагополучных в экологическом отношении, допускается временное проживание населения на таких территориях с установлением особого регулирования градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией.

Часть VI. Раздел 12 Содержание Заключение
Главная страница