Атомная энергетика России: Состояние, проблемы, перспективы.
Виктор Черкасов
(Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ",101000 г. Москва, а/я 912, Россия)

Ввeдение

Состояние атомной энергетики характеризуется поступательным ростом энерговыработки АЭС, при улучшении характеристик безопасной эксплуатации энергоблоков.

Атомные станции играют существенную роль в экономике страны. Мощные и весьма экономичные АЭС, расположенные в узловых точках энергетической сети и работающие в базовой части графика нагрузок, обеспечивают стабильную и устойчивую работу всей энергосистемы России.

После аварии в Чернобыле на АЭС были реализованы мероприятия, направленные на реконструкцию и модернизацию оборудования, обучение и повышения квалификации персонала, ужесточение эксплуатационных требований, взаимных проверок с зарубежными АЭС и открытость состояния безопасности, которые позволили существенно улучшить показатели безопасности энергоблоков. Количество нарушений в работе АЭС постоянно снижается. По принятому в мире показателю оценки надежности работы АЭС - количеству остановов энергоблоков в пересчете на 1 энергоблок - Россия уступает только Японии и Германии.

Проблемы атомной энергетики, связанные в основном с низкой оплатой за электроэнергию АЭС денежными средствами, а также с массовым старением энергоблоков АЭС первого поколения, требуют реформирования федерального оптового рынка энергии и мощности и модернизации, техперевооружения и продления срока эксплуатации энергоблоков АЭС первого поколения.

Перспективы атомной энергетики России обусловлены стратегическими (геополитическими), экономическими и экологическими преимуществами.

Слайд 1.В структуре топливно-энергетического баланса (ТЭБ) и электроэнергетики мира преобладают, соответственно, нефть (40%) и уголь (38%). В мировом ТЭБ газ (22%) занимает третье место после угля (25%), а в структуре электроэнергетики газ (16%) находится на предпоследнем месте, опережая только нефть (9%) и уступая всем остальным видам энергоносителей, включая атомную энергетику (17%).

В России сложилась уникальная ситуация: газ доминирует как в ТЭБ (49%), так и в электроэнергетике (38%). Атомная энергия России занимает сравнительно скромное место (15%) в производстве электроэнергии по сравнению со среднемировыми показателями (17%).

Слайд 2.К стратегическим факторам в пользу развития атомной энергетики относятся: во-первых, необходимость диверсификации производства электроэнергии по видам энергоносителей, учитывая отсутствие альтернативы атомной энергетике на момент окончания "газовой паузы" (примерно 2030 г.); во- вторых, преимущества использования ядерного топлива: практически неограниченные ресурсы ядерного топлива на перспективу с учетом возможностей замыкания топливного цикла, а также использование высокообогащенных урана и плутония, снятых с вооружения.

Слайд 3.К экономическим факторам в пользу развития атомной энергетики относятся:

  • обеспечение надежности энергоснабжения ЕЭС России;
  • конкурентоспособность АЭС по сравнению с ТЭС в Европейской части России и на Дальнем Востоке, а также в удаленных и изолированных районах;
  • увеличение экспорта электроэнергии за счет АЭС.

Слайд 4.К экологическим преимуществам атомной энергетики относится, прежде всего, отсутствие у АЭС выбросов продуктов сгорания, включая парниковые газы с учетом международных требований по ограничению их эмиссий (для России на уровне 1990 года).

В настоящее время становится все более очевидным, что без ядерной энергетики у России нет достойного будущего. Это связано не только с географическими и социально-экономическими особенностями нашей страны - большой территорией государства и дисбалансом между основными запасами энергоносителей в Сибири и преобладающим энергопотреблением в Европейской части России. Дело еще в том, что сейчас не подготовлено какой-либо другой технологии, кроме атомной энергетики, способной обеспечить требуемые масштабы производства электроэнергии ко времени окончания "газовой паузы".

Выработка электроэнергии АЭС

Основные показатели атомной энергетики

Слайд 5.В России сейчас эксплуатируются 29 энергоблоков на девяти АЭС общей установленной мощностью более 21,2 ГВт(эл.). В их числе энергоблоки большой, средней и малой мощности:

  • 13 энергоблоков с корпусными водо-водяными реакторами типа ВВЭР (6 энергоблоков с ВВЭР-440 и 7 энергоблоков с ВВЭР-1000);
  • 11 энергоблоков с канальными реакторами типа РБМК-1000;
  • один энергоблок с реактором на быстрых нейтронах БН-600;
  • 4 энергоблока малой мощности - по 12 МВт(эл.) Билибинской АТЭЦ с канальными водографитовыми реакторами.
Месторасположение АЭС России

Атомные станции, наряду с электростанциями РАО "ЕЭС России", являются производственной основой Единой энергетической системы (ЕЭС) России. Мощные и экономичные атомные электростанции играют важнейшую роль в составе ЕЭС России, выполняя системообразующие функции:

  • определяют структуру высоковольтных ЛЭП Европейской части России;
  • обеспечивают параллельную работу энергоисточников, размещаясь в узловых точках высоковольтной сети;
  • будучи расположены недалеко от границ Европейской части России, фактически обеспечивают экспорт электроэнергии с оптового рынка по высоковольтным сетям в Финляндию, страны СНГ (Белоруссия, Украина) и Балтии.

Характерно, что в узлах высоковольтной сети, кроме действующих АЭС, расположены и строящиеся АЭС (Ростовская и Костромская АЭС).

Атомно-энергетический сектор Единой энергетической системы России представляет на федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ) государственную форму собственности и поставляет на этот рынок следующую продукцию и услуги:

  • электрическую энергию (мощность) от атомных электростанций;
  • услуги по развитию и обеспечению безопасного функционирования АЭС.

Все атомные электростанции (кроме Билибинской АЭС), размещены в Европейской части России в четырех объединенных энергосистемах - Северо-запада, Центра, Поволжья и Урала.

Атомные станции поставляют электроэнергию потребителям России в регионах, наиболее удаленных от месторождений дешевого органического топлива. Недорогая электроэнергия АЭС наиболее привлекательна следующим категориям потребителей:

  • энергоемкие предприятия, работающие в базовой части графика нагрузки;
  • предприятия, присоединенные к высоковольтным ЛЭП;
  • предприятия, имеющие возможность оплачивать электроэнергию денежными средствами, что дает возможность установления скидки к тарифам до 30%;
  • предприятия и организации, финансируемые из федерального и местных бюджетов.

      Доля АЭС в выработке электроэнергии

Слайд 6.. Анализ динамики энерговыработки АЭС 90-х годов на фоне общей выработки электроэнергии в России показывает, что при снижении общей энерговыработки на 25% с 1991 года, атомные станции уменьшили выработку электроэнергии всего на 15%.

Слайд 7.Доли производства электроэнергии на АЭС за 1999 год составили:

  • по России в целом - около 15%;
  • по Европейской части России, а также по энергозоне Центра – 30%, в т.ч. Центрально-Черноземный регион – 60%;
  • по энергозоне Северо-Запада – 41%;
  • по северо-западному району Чукотского автономного округа – 70%;
  • на федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ) – 40%, такова же доля поставки на экспорт.

Слайд 8.После спада в 1994 году выработка электроэнергии АЭС стала увеличиваться, а в 1996-1997 годах энерговыработка АЭС России стабилизировалась на уровне более 108 млрд. кВт.ч. Фактическая энерговыработка АЭС России в 1998 году составила 103,5 млрд. кВт.ч.

В 1999 году выработка электроэнергии на АЭС составила 120 млрд. кВт.ч. Для производства этого количества электроэнергии на ТЭС понадобилось бы около 48 млрд. куб. м газа, что эквивалентно 13,2 млрд. рубей по ценам внутреннего рынка или 3,2 млрд. $ США по ценам экспорта в "дальнее зарубежье".

Атомные станции участвуют в сезонном регулировании частоты и мощности ЕЭС России, обеспечивая почти двукратное увеличение нагрузки на период осенне-зимнего максимума нагрузок. Также важно участие АЭС в регулировании нагрузок в праздничные дни. Для обеспечения этих задач основными приоритетами деятельности эксплуатирующих организаций АЭС являются безопасное производство электроэнергии, повышение конкурентоспособности АЭС и обеспечение развития атомной энергетики.

      Динамика КИУМ атомных и тепловых электростанций России

Слайд 9.Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) – отношение фактической выработки электроэнергии к максимально возможной при работе на номинальной мощности энергоблоков за определенный период. Проектный КИУМ для АЭС России составляет 80%.

Максимальный КИУМ для атомных станций России - 75,5% был достигнут в 1988 году. До 1994 года он снижался из-за ограничений поставок электроэнергии АЭС со стороны РАО "ЕЭС России" в связи с общим спадом производства в промышленности, а также ужесточения требований к безопасности.

АЭС России выполнили план 1999 г. на 102,9%, величина КИУМ достигла 64,5%, т.е. увеличилась на 8,9% относительно того же периода прошлого года. В периоды осенне-зимних максимумов нагрузки последние 3 года АЭС России поддерживают КИУМ на уровне около 70%.

Показатели безопасности АЭС и экология

Динамика нарушений в работе АЭС России

Концерн "Росэнергоатом" под руководством Минатома России осуществляет свою деятельность, исходя из приоритета обеспечения безопасности АЭС. В результате целенаправленной работы по повышению безопасности количество нарушений в работе АЭС постоянно снижается.

Сегодня можно сказать, что атомная энергетика России практически восстановилась после аварии на Чернобыльской АЭС, благодаря эффективной работе созданной системы эксплуатирующих организаций. В частности, концерн "Росэнергоатом" в соответствии с действующим законодательством выполняет функции Эксплуатирующей организации атомных станций на всех этапах их жизненного цикла, а именно - по выбору площадки и проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию, безопасной эксплуатации и снятию с эксплуатации. Кроме того, концерн "Росэнергоатом" обеспечивает организацию работы атомных станций на ФОРЭМ.

Слайд 10.Анализ данных по нарушениям в работе АЭС, подлежащих учету и расследованию в соответствии с действующими Правилами и нормами в атомной энергетике отрасли, за период 1993-1999 гг. показывает, что по отрасли в целом имеется тенденция к снижению общего количества нарушений в работе АЭС. Так общее количество нарушений снизилось со 159 в 1993 г. до 79 нарушений в 1997 г. В 1998 г. количество нарушений возросло до 102, это обстоятельство связано как с вводом в эксплуатацию на Курской, Ленинградской и Смоленской АЭС энергоблоков после реконструкции, так и с увеличением объема контроля металла оборудования. Кроме того, в июле 1998 г. в отрасли введено новое "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций", которое расширило диапазон событий на АЭС, подлежащих учету и расследованию.

В 1999 году количество нарушений снизилось до 85, что на 17 меньше по отношению с аналогичным периодом прошлого года.

Динамика аварийных автоматических остановов реакторов из критического состояния АЭС России и АЭС мира

Слайд 11. Показатели безопасности АЭС в 1999 году в сравнении с 1998 годом:

  • в пределах 7-уровневой международной шкалы INES, было два нарушения уровня 1 (в 1998 году было одно нарушение уровня 2 и три нарушения уровня 1);
  • нарушений с автоматическим срабатыванием аварийной защиты из критического состояния было 15 (в 1998 году было 10 нарушений);
  • неплановых отключений блоков от сети было 24 (в 1998 году – 26 отключений);

Газоаэрозольные выбросы и сбросы радионуклидов с дебалансовыми водами АЭС

Радиационная защита персонала АЭС, населения и окружающей природной среды регулируется федеральными законами "Об использовании атомной энергии" и "Радиационной безопасностью населения", а также нормативными документами. На всех атомных станциях Концерна "Росэнергоатом" в соответствии с Регламентом радиационного контроля осуществляются измерения газоаэрозольных выбросов в атмосферу. Как и в предыдущие годы уровни газоаэрозольных выбросов АЭС были существенно ниже допустимых величин (ДВ), нормированных действующими в атомной энергетике "Санитарными правилами проектирования и эксплуатации АЭС".

Ни на одной из АЭС с реакторами типа ВВЭР и РБМК, а также на АЭС с несерийными блоками (Белоярская и Билибинская) превышения допустимых уровней не было.

Минатом России и эксплуатирующие организации атомных станций для поддержания облучаемости на разумно низком уровне систематически проводят политику по снижению доз облучения. При этом разрешения на превышение значения контрольного уровня облучения выдавались эксплуатирующей организацией только в исключительных случаях на основе анализа данных, представляемых АЭС в качестве обоснования необходимости превышения контрольного уровня. Кроме того, на атомных станциях ежегодно внедряются технические и организационные мероприятия по совершенствованию радиационной защиты, улучшению организации труда и снижению облучаемости.

Ежегодные оценки состояния безопасности атомных станций подтверждают, что за последние годы (1994-1999г.г.) радиационная обстановка на всех энергоблоках вполне удовлетворительна. Индивидуальные и коллективные дозы облучения персонала постоянно снижаются. За последние годы ни один человек из персонала АЭС не получал воздействия выше основного дозового предела.

Проблемы безопасности и развития атомной энергетики России

Непременным условием долгосрочного развития атомной энергетики является гарантированное обеспечение безопасности, определяемое уровнем научных, проектно-конструкторских, технологических разработок, качеством оборудования и строительных конструкций и надежностью эксплуатации.

Сегодня в России создаются проекты АЭС, обеспечивающие безопасное и экономичное производство электроэнергии, а также технологии и предприятия, гарантирующие надежное захоронение отходов.

Нужно решать и перспективные задачи:

  • проблемы экономии ядерного топлива;
  • дальнейшее снижение вредного экологического воздействия АЭС и предприятий ядерного топливного цикла (ЯТЦ) на окружающую среду;
  • расширение сферы использования ядерной энергии (в технологии, малой энергетики и др.).

Слайд 12.Анализ показывает, что стратегия развития мощностей АЭС, удовлетворяющая требованиям приемлемого социального риска, обеспечивается:

  • модернизацией (реконструкцией) блоков с реакторами ВВЭР-440, РБМК-1000;
  • постепенным выводом из эксплуатации, энергоблоков, исчерпывающих свой срок службы;
  • ускоренной разработкой энергоблоков нового поколения повышенной безопасности на основе легководной технологии (за счет повышения самозащищенности реактора) и их вводом. Проекты таких блоков целесообразно выполнять на конкурсной основе для мощностного ряда 1000 и 500 МВт.;
  • разработкой новых энергоблоков повышенной безопасности на основе самозащищенных реакторов принципиально нового типа с проведением НИР по самозащищенности реакторной установки (РУ). Перспективы для этой цели высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы, реакторы с использованием технологии натрия и свинца, усовершенствованные атомные станции теплоснабжения.

Наиважнейшим фактором конкурентноспособности ядерной технологии становится достижение экологической чистоты объекта.

Одновременно с этим развернуты работы по созданию проектов энергоблоков нового поколения с улучшенными технико-экономическими показателями мощностью 1000-1300 МВт и 500-600 МВт. Подчеркнем, что безопасность АЭС нового поколения должна обеспечиваться не только и не столько введением в проект сложнейших систем контроля, автоматического управления, резервного питания и других специальных систем, сколько внутренней безопасностью реакторных установок. Это важнейшее условие развития.

Ставится задача, чтобы каждое конструктивное решение, каждая новая технология были экспериментально отработаны и апробированы на стендах. Экспериментальное подтверждение должна получить каждая математическая модель, используемая для обоснования безопасности.

Таким образом, повышение безопасности связано в настоящее время как с применением более надежных средств локализации радиоактивных выбросов за пределы защитных барьеров энергоблока, так и с усилением устойчивости к авариям реактора – основного источника ядерно-опасных процессов с выделением большой энергии и радиоактивных материалов.

В настоящее время определилась настойчивая тенденция к обязательному учету риска маловероятных тяжелых аварий и усилению средств их предотвращения. Анализ реакторных средств защиты показывает, что наиболее надежными следует считать те средства, которые способны действовать на основе физических законов природы непосредственно в структуре реакторных материалов или конструкционных элементов активной зоны реактора без подвода энергии извне. К таковым относятся внутренние присущие свойства безопасности компонентов реактора, проявляющиеся при взаимодействии теплогидравлических, ядерно-физических процессов, химических, прочностных и других свойств. К надежным относятся и пассивные средства теплоотвода, воздействия на реактивность, если они не могут отключаться, постоянно готовы к работе и не требуют подвода энергии.

 

Финансово-экономическое состояние атомной энергетики

Структура федерального оптового рынка энергии и мощности

Единая энергетическая система России с ее мощными электростанциями, высоковольтными ЛЭП большой протяженности и энергоемкими потребителями является хорошей основой для создания конкурентных рынков электроэнергии на большей части территории страны. Однако, федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ) пока обладает рядом серьезных недостатков:

  • на ФОРЭМ в конкурентных его зонах выведено довольно ограниченное число поставщиков электроэнергии (35 крупных электрических станций, 9 энергоснабжающих организаций и АО "Алтай-кокс") и потребителей (60 дефицитных энергоснабжающих организаций и 11 крупных электроемких потребителей);
  • сложившаяся система оплаты за отпущенную электроэнергию (наряду с системой регулирования тарифов) не призвана поощрять наиболее экономически эффективных производителей, что осложняет их работу и сдерживает развитие с соответствующими темпами;
  • не обеспечены условия для свободного доступа к потребителям электроэнергии всех участников оптового рынка, в результате чего отсутствует возможность заключения прямых договоров на поставку электроэнергии от любого крупного производителя энергии любому энергоемкому потребителю.

В настоящее время торговля электрической энергией (мощностью) на ФОРЭМ осуществляется в четырёх секторах оптовой торговли.

Сектор обязательных поставок ФОРЭМ . Поставки осуществляются между Покупателями и Производителями ФОРЭМ и имеют долгосрочный (не менее чем 1 год) характер. Поставки осуществляются в соответствии с утвержденными балансами электрической энергии (мощности), в рамках которых объемы поставок/покупок являются обязательными для сторон.

Сектор свободных поставок ФОРЭМ . Поставки осуществляются на основе свободного выбора Производителей и Покупателей ФОРЭМ при соблюдении условий технической реализуемости поставок.

Сектор биржевой торговли ФОРЭМ . Поставки осуществляются на основе свободного выбора Производителей и Покупателей ФОРЭМ при соблюдении условий технической реализуемости поставок с оформлением сделок через биржу электроэнергии.

Сектор балансирующих поставок ФОРЭМ . Поставки электроэнергии (мощности) Покупателям ФОРЭМ осуществляются Оператором торговой системы ФОРЭМ от своего имени, который для обеспечения этих поставок осуществляет конкурентный отбор Производителей ФОРЭМ. Поставки электрической энергии (мощности) Покупателям ФОРЭМ осуществляются на краткосрочной (месяц, неделя, сутки) основе.

Работа по секторам свободных поставок и биржевой торговли начинается с малых объемов (по 5%) и далее будет расти. Таким образом у АЭС появляется более широкие возможности торговли электроэнергией.

Основным препятствием на пути решения проблемы недискриминационного доступа к сети является то обстоятельство, что РАО "ЕЭС России" и региональные АО-энерго, выступая собственниками генерирующих мощностей и сетей, имеют реальные возможности и сильные стимулы защищать свою монопольную деятельность в области производства, передачи и торговли электроэнергией путем затруднения доступа к сети АЭС и других независимых производителей. Этому способствует действующая нормативно-правовая база рынка электроэнергии, не отвечающая современным требованиям построения конкурентного рынка.

Кроме того, РАО "ЕЭС России" при оказании услуг по передаче электрической энергии по принадлежащим компании системообразующим сетям ЕЭС России взимает абонентную плату, в которой отсутствует четкое разделение затрат по сферам деятельности - производству и передаче электроэнергии.

Организация оптовой торговли электроэнергией на конкурентной основе должна обеспечить приоритетные условия реализации наиболее дешевой на оптовом рынке электроэнергии как АЭС, так и крупных тепловых электростанций. В связи с этим модель организации торговли электроэнергией должна быть изменена таким образом, чтобы гарантировать приоритетный доступ к сети производителям с наименьшей ценой электроэнергии, что будет означать режим недискриминационного доступа к сети. Это позволит организовать прямую увязку предложений дешевой электроэнергии со стороны производителей с платежеспособным спросом потребителей, что отвечает интересам обоих сторон и соответствует прямой поддержке стабильной деятельности эффективно работающих предприятий реального сектора экономики.

Сегодня процесс установления региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов Российской Федерации тарифов на электроэнергию, потребляемую энергоемкими предприятиями, во многом носит необъективный характер. Это выражается, в частности, в наличии практики перекрестного субсидирования с представлением существенных льгот отдельным категориям потребителей за счет неоправданного завышения тарифов для промышленности, в том числе для энергоемких предприятий. Большинство РЭК не принимает мер по обеспечению доступа промышленных потребителей для покупки относительно дешевой электроэнергии с федерального оптового рынка электроэнергии (мощности). В интересах региональных систем блокируется вывод энергоемких предприятий на ФОРЭМ, хотя большинство из них традиционно расположены в непосредственной близости от крупных гидравлических, тепловых и атомных электростанций федерального уровня, либо получают электроэнергию непосредственно с магистральных сетей высокого напряжения.

В целом по России тарифы на электроэнергию, отпускаемую энергоемким предприятиям, составляют от 280 до 400 рублей за 1000 кВт.ч, в то время как тариф на электроэнергию, отпускаемую с оптового рынка, составляет около 150 рублей за 1000 кВт.ч.

В настоящее время обоснованно и целесообразно заключение крупными потребителями прямых договоров на поставку им электроэнергии с оптового рынка. Такие договоры должны заключаться с оператором оптового рынка, который будет распределять платежи, полученные от потребителей, между экономичными поставщиками, в том числе - атомными станциями.

Данная мера обеспечит снижение тарифов на электрическую энергию, потребляемую энергоемкими предприятиями на 30-50 процентов, следствием чего будет рост объемов производства, повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Кроме того, важным результатом такой меры будет повышение денежной составляющей расчетов за поставки электроэнергии, вытеснение неконтролируемых государством бартерных операций, ведущих к завышению тарифов на электроэнергию в интересах многочисленных посредников.

Крупные предприятия являются, как правило, градообразующими и увеличение объемов производства увеличит налогооблагаемую базу. В результате этого местные органы власти смогут в больших объемах субсидировать.

      Основные финансово-экономические показатели работы АЭС России

Слайд 13.АЭС являются конкурентоспособными по сравнению с ГРЭС. Средний тариф АЭС сегодня равен 157 руб./МВт.ч., что в 1,37 раза ниже усредненного тарифа ГРЭС РАО "ЕЭС России", равного 217 руб./МВт.ч.

С начала 1998 года тарифы АЭС оставались на неизменном уровне, а с учетом роста энерговыработки фактически снижались.

Выручка от реализации электроэнергии, отпущенной АЭС на ФОРЭМ за 1999 год составила 90,7% от величины товарной продукции. В том числе, денежными и приравненными к ним средствами около - 18,9%. Остальные расчеты с АЭС осуществляются по бартерным схемам, эффективность которых в 1999 году упала ниже 50% в денежном эквиваленте.

Слайд 14.. Сложное финансово-экономическое состояние АЭС определяется сегодня следующими негативными факторами:

По принятому в мире для оценки надежности работы АЭС показателю - количеству остановов энергоблоков в пересчете на 1 энергоблок - Россия уступает только Японии и Германии.

  • низкие тарифы, не покрывающие затрат на производство электроэнергии и дальнейшее развитие атомной энергетики;
  • неоптимальная инфраструктура и высокая численность персонала АЭС;
  • неравноправные отношения на ФОРЭМ;
  • распыление инвестиционных средств по большому количеству объектов.

Показатели конкурентоспособности АЭС и ГРЭС.

В условиях государственного регулирования деятельности отраслей естественных монополий конкурентоспособность АЭС по сравнению с тепловыми электростанциями определяется сравнительным уровнем тарифов на электроэнергию, отпускаемую на оптовый рынок. Тарифы устанавливаются Федеральной энергетической комиссией на определенный период по принципу "затраты плюс", причем прибыль нормируется подобно себестоимости.

В связи с федеральным регулированием цен в отраслях естественных монополий (электроэнергетика, газовая отрасль, железнодорожный транспорт) тарифы тепловых станций в 1997-1998 годах снижались более существенно, чем тарифы АЭС. Основной причиной этого являлось различие в тенденциях изменения стоимости органического и ядерного топлива: если стоимость органического топлива с 1997 года регулярно снижалась (сначала газа, затем угля – за счет уменьшения тарифов на его транспортировку), то цены на ядерное топливо постоянно росли. В результате конкурентоспособность АЭС по сравнению с ГРЭС федерального уровня на органическом топливе уменьшилась, особенно по сравнению с ГРЭС на газе.

Слайд 15.Анализ тарифов электростанций, выведенных на федеральный оптовый рынок энергии и мощности, показывает, что в целом по России средний тариф АЭС ниже примерно на 40% усредненных тарифов ГРЭС на органическом топливе. При этом топливная составляющая тарифа АЭС в среднем в несколько раз ниже, чем для ГРЭС. Таким образом, атомные станции, по-прежнему, вне конкуренции.

С либерализацией цен на уголь в 1993 году угольные ТЭС потеряли конкурентоспособность, сейчас тарифы угольных ТЭС Европейской части России примерно в 1,5 раза выше АЭС. Уголь в ближайшие годы будет вытесняться из топливного баланса ТЭС в Европейской части России по причинам его высоких цен, низкого качества и нерешенности проблем угольной промышленности.

Повышение энерговыработки – один из наиболее эффективных путей снижения тарифов капиталоемких АЭС с относительно низкой топливной составляющей, доля которой в тарифе на электроэнергию отечественных АЭС составляет менее 20%. Увеличение энерговыработки АЭС на 20% приводит к снижению тарифа на 13%. Следует заметить, что тарифы ГРЭС вследствие большой величины затрат на топливо (более 65%) менее чувствительны к увеличению энерговыработки при изменении КИУМ. По этому фактору АЭС имеет бесспорное преимущество перед ГРЭС, которое необходимо использовать в 1-ую очередь.

На долгосрочную перспективу конкурентоспособность АЭС в Европейской части и на Дальнем Востоке России будет увеличиваться, имея в виду условия добычи и транспортировки газа и нефти в России, большие цены на российский уголь, а также большую долю топливной составляющей в тарифе ТЭС.

Цены на газ на внутреннем рынке регулируются и могут существенно снизиться только вследствие реструктуризации РАО "Газпром", то есть отделения производства от транспорта газа, и конкуренции между независимыми производителями. Сейчас только вновь образующиеся компании по добычи газа являются независимыми от РАО "Газпром", но вынуждены пользоваться услугами по транспортировке газа все того же РАО "Газпром".

Кроме того, при прогнозировании цен на российский газ следует учитывать необходимость освоения новых труднодоступных месторождений Крайнего Севера, причем не только для обеспечения запланированного роста, но и для поддержания добычи газа на ныне достигнутом уровне. Совокупность этих факторов, а также ужесточение экологических нормативов при добыче и транспортировке газа позволяет заключить, что на ближайшую перспективу цены на газ в России должны возрастать.

Необходимо также учитывать, что в настоящее время в России сложилась ситуация, когда ежегодное увеличение разведанных и промышленных запасов газа не покрывает ежегодную ее добычу, что чревато последствиями аналогичными "нефтяному кризису" в СССР в конце восьмидесятых годов. Для обеспечения энергетической и экономической безопасности России необходимо принимать превентивные меры.

Вообще говоря, доля капитальных вложений в развитие собственно АЭС по сравнению с развитием инфраструктуры ядерного топливного цикла составляет примерно 70%. Для электроэнергетики на органическом топливе обратная пропорция: более существенных вложений, чем строительство ГРЭС, требует развитие топливно-транспортных отраслей. Это мы учитываем при проведении комплексных технико-экономических обоснований конкурентоспособности АЭС на перспективу.

 

    Стратегические задачи и перспективы развития атомной энергетики России

    Программа развития атомной энергетики

Слайд 16. В 1998 году на правительственном уровне принята "Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 гг. и перспектива до 2010 года". Основная задача Программы - дальнейшее повышение надежности и безопасности функционирования действующих АЭС, продление сроков их эксплуатации. Основная цель развития АЭС в энергетическом строительстве - увеличение доли АЭС в общем энергопроизводстве России до 20%.

Для реализации программы развития АЭС необходимо:

  • модернизация и мероприятия по продлению срока эксплуатации блоков 1-го поколения с целью сохранения установленной мощности АЭС;
  • достройка блоков с высокой строительной готовностью;
  • строительство новых АЭС и энергоблоков.

Задача ближайших нескольких лет - достройка и ввод 3-х энергоблоков большой степени готовности: блока №1 Ростовской АЭС, блока №3 Калининской АЭС и блока №5 Курской АЭС. Дальнейшая задача - строительство энергоблоков по новым проектам, в том числе взамен выводимых из эксплуатации, строительство ряда вспомогательных и обеспечивающих объектов, а также проектное обоснование новых реакторов.

При условии реализации Программы мощности отечественных АЭС будут доведены к 2010 году до 30 ГВт(эл.), а производство электроэнергии на АЭС возрастет до 150-170 млрд. кВт.ч. В настоящее время Минатом России инициировал разработку второй версии программы развития атомной энергетики с упором на ее комплексное технико-экономическое обоснование.

Программой были определены следующие этапы и сроки реализации основных мероприятий:

  • 1998-2000 годы – модернизация действующих АЭС с целью продолжения безопасной эксплуатации, наращивание мощностей за счет начатого и расконсервированного строительства, разработка проектов и начало строительства головных энергоблоков нового поколения на основе освоенных энергоблоков;
  • 2001-2005 годы – наращивание мощностей на базе энергоблоков нового поколения, повышение технико-экономических показателей действующих АЭС, в том числе за счет продления срока эксплуатации энергоблоков, выработавших ресурс.

Начало крупномасштабного развития атомной энергетики предусматривается после 2010 года на базе энергоблоков нового поколения.

      Продление сроков службы энергоблоков 1-го поколения

Слайд 17.В период 2001-2006 гг. заканчивается обоснованный в проектах срок службы энергоблоков АЭС первого поколения:

  • в 2001-2002 гг. блоков №3 и 4 Нововоронежской АЭС (834 МВт);
  • в 2003-2004 гг. блоков №1 и 2 Кольской АЭС (880 МВт);
  • в 2003-2005 гг. блоков №1 и 2 Ленинградской АЭС (2000 МВт);
  • в 2006 гг. блока №1 Курской АЭС (1000 МВт);
  • в 2004-2006 гг. блоков №1-4 Билибинской АЭС (48 МВт).

Таким образом, одна из основных проблем атомной энергетики России – опасность уменьшения установленной мощности АЭС после 2000 г. в связи с истечением проектно обоснованного срока службы энергоблоков.

Вывод из эксплуатации выработавших ресурс энергоблоков не только серьезно осложнит обеспечение электроэнергией Европейской части страны, но и может создать социально-экономические проблемы в регионе в связи с высвобождением персонала и резким снижением налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Если не принять своевременных упреждающих мер, большая часть Европейской территории России может оказаться в условиях глубокого энергетического кризиса.

Стратегия развития атомной энергетики на ближайшую перспективу базируется на продлении ресурса действующих АЭС и вводе в эксплуатацию недостроенных блоков с высокой степенью готовности.

Применение подхода "управления сроком службы" к АЭС первого поколения позволит оптимизировать технико-экономические показатели АЭС и получить экономический эффект, который при дальнейшей безопасной эксплуатации АЭС может быть направлен на мероприятия по выводу этих АЭС из эксплуатации и продолжению эксплуатации других блоков на этой площадке.

Таким образом, выполнение комплекса научно-технологических, строительно-монтажных и организационных мероприятий как по продлению срока безопасной эксплуатации блоков первого поколения, так и по вводу в эксплуатацию блоков высокой степени готовности создает основу для поддержания на существующем уровне производства электроэнергии АЭС и дальнейшего плавного замещения блоков 1-го поколения, выводимых из эксплуатации, блоками 3-го поколения.

В первую очередь, внедрение блоков 3-го поколения и постепенный ввод быстрых реакторов с естественной безопасностью создадут основу широкомасштабного развития атомной энергетики 21-го века.

      Достройка энергоблоков АЭС высокой степени готовности

Слайд 18.В соответствии с Программой развития атомной энергетики продолжается строительство энергоблока №3 Калининской АЭС (строительная готовность - 60%), энергоблока №5 Курской АЭС (70%) и консервация энергоблока №1 Ростовской АЭС (70-75%). При обеспечении необходимого финансирования указанные блоки могут быть введены в эксплуатацию в течение ближайших 2 – 4 лет.

Финансирование программы капитального строительства осуществляется в основном за счет собственных средств:

  • амортизационные отчисления АЭС – 40% от общего объема инвестиций;
  • целевые инвестиционные средства в тарифной надбавке на электроэнергию: АЭС и концерна "Росэнергоатом" – 19% и 33% соответственно;
  • средства федерального бюджета и другие источники – 5% и 3% соответственно.

Дополнительными источниками инвестиций для ввода в эксплуатацию блоков с высокой степенью готовности являются:

  • средства Бюджета развития Российской Федерации;
  • экспорт электроэнергии;
  • переуступка части основных фондов, не связанных с ядерным циклом, частным инвесторам;
  • получение внешнего заимствования с немедленным гашением процентов за счет имеющихся инвестиционных средств Минатома России и окончательным возвратом за счет реализации электроэнергии АЭС на экспорт.

Проектирование новых энергоблоков АЭС

Для замещения мощностей на российских АЭС, которые будут выводиться из эксплуатации в связи с исчерпанием проектного ресурса, в России разработаны проекты энергоблоков АЭС нового поколения большой и средней мощности. Эти проекты базируются на большом опыте создания и отработки оборудования.

Перспективная политика Минатома России направлена на оптимизацию и консолидацию сил, средств и экспериментальной базы организаций отрасли на важнейших направлениях разработок проектов новых АЭС, организации разработки отечественных конкурентоспособных систем и оборудования АЭС, отладку механизмов тендерного выбора проектных решений и поставщиков оборудования. Разработка концепции единого проектно-конструкторского и научно-экспериментального комплекса способного эффективно реализовывать весь цикл НИР и ОКР составит нормативную основу этой политики.

При выборе технических решений в проектах АЭС нового поколения предпочтение отдано процессам и конструкциям, которые хорошо изучены и не вызывают сомнений, а новые решения дают возможность обеспечить качественный переход на новый повышенный уровень безопасности при эксплуатации АЭС и при преодолении аварийных ситуаций на АЭС.

В рамках государственной программы "Экологически чистая энергетика" разработаны проекты АЭС-92 (с реакторной установкой ВВЭР-1000 типа В-392); АЭС-91 (с реакторной установкой ВВЭР-1000 типа В-428); АЭС ВВЭР-640.

В этих проектах, которые базируются на опыте строительства и эксплуатации 18 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000, учтены самые последние требования норм безопасности, действующих в России, и решаются следующие основные задачи:

  • повышение уровня безопасности за счет максимального использования положительного опыта создания и эксплуатации блоков с реакторами типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000;
  • внедрение усовершенствованной системы безопасности, обеспечивающей разнопринципное (пассивное и активное) выполнение функций безопасности, что позволяет в 500-1000 раз снизить вероятность тяжелого повреждения активной зоны реактора и снизить в 5-7 раз чувствительность АЭС к ошибкам персонала;
  • обеспечение останова, расхолаживания и длительного отвода остаточного тепла с помощью пассивных систем, не требующих для работы вмешательства оператора и подачи энергии извне;
  • использование двойной защитной оболочки и ряд других технических решений, направленных на достижение более высоких показателей по безопасности АЭС.
  • увеличение эффективности органов аварийной защиты реактора, позволяющей поддерживать реактор в подкритическом состоянии при расхолаживании до температуры 100-120° С без ввода борного раствора;
  • улучшение нейтронно-физических характеристик активной зоны;
  • реализация комплекса современных систем диагностики состояния оборудования;
  • применение четырехканальной структуры систем безопасности;
  • решение вопросов повышения сейсмостойкости;
  • рассмотрение и учет тяжелых аварий реактора и предполагаемых переходных процессов без быстрого останова реактора;
  • применение системы сброса давления из защитной оболочки и очистки этого выброса;
  • увеличение расчетного срока эксплуатации (проектный ресурс) основного оборудования реакторной установки и АЭС с 30 до 40 лет, а также запланирован ряд других технических решений, направленных на повышение безопасности энергоблоков при эксплуатации.

Организационные мероприятия

Для успешной эксплуатации АЭС и развития атомных станций в первую очередь необходимо:

  1. Сохранить действующий порядок формирования целевых инвестиционных средств АЭС и их эксплуатирующих организаций, предполагающий включение этих средств в себестоимость продукции (услуг) по установленным ФЭК России нормативам.
  2. Обеспечить тарифы, покрывающие эксплуатационные издержки и целевые инвестиционные средства, достаточные для выполнения всех инвестиционных программ.
  3. Ускорить решение вопросов по реорганизации предприятий атомной энергетики и созданию на их базе генерирующей компании.

Для решения последней проблемы концерн "Росэнергоатом" завершает согласование проектов создания Генерирующей компании с заинтересованными министерствами и ведомствами и ведет доработку проекта по всем направлениям функционирования Генерирующей компании.

Реализация этого проекта обеспечит:

  • создание действенной и соответствующей законодательству Российской Федерации структуры управления и контроля деятельности атомных станций;
  • улучшение финансово-экономических условий деятельности атомной энергетики, сохранение, а будущем и повышение ее конкурентоспособности на рынке электроэнергии за счет рационализации использования централизованных средств (амортизации, целевых инвестиционных средств) и соответствующего снижения затрат;
  • приведение в соответствие ответственности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности АЭС и ее прав по управлению деятельностью АЭС (создание юридически обоснованной вертикали управления);
  • планирование, формирование и контроль расходов средств, необходимых для обеспечения безопасного функционирования и развития,
  • проведение единой научно-технической политики при эксплуатации, реконструкции и модернизации действующих энергоблоков,
  • создание единого страхового запаса оборудования и запасных частей, важных для обеспечения безопасности;
  • концентрация централизованных амортизационных и инвестиционных отчислений на приоритетных направлениях развития атомной энергетики (достройка энергоблоков высокой степени строительной готовности, ускорение сооружения и ввода в эксплуатацию энергоблоков, в том числе замещающих мощностей);
  • повышение заинтересованности регионов в создании и функционировании объектов атомной энергетики на своих территориях за счет проведение региональной политики;
  • управление приоритетами в атомной энергетике.

Основные задачи на 2000 год.

Слайд 19. Одна из основных задач, стоящих перед атомной энергетикой - выполнение программы модернизации энергоблоков первого поколения с целью продления их проектного срока эксплуатации. Абсолютно ясно что этот срок можно продлить на 10-15 лет. Основные направления работ по решению этой задачи:

  • повышение уровня безопасности энергоблоков за счёт выполнения технических мероприятий, модернизации и техперевооружения;
  • углублённая оценка безопасности для получения лицензии на эксплуатацию энергоблоков АЭС сверх срока, обоснованного в проекте.

Вторая задача - пуск энергоблоков высокой степени строительной готовности. А именно, первого блока Ростовской АЭС, третьего блока Калининской и пятого блока Курской АЭС. Например, на Ростовской АЭС успешно идут пуско-наладочные работы, что позволяет твердо рассчитывать на пуск первого блока в 2000г. Для ввода этих блоков необходим о:

  • доработать проекты и провести их экспертизу;
  • заменить часть систем и оборудования;
  • выполнить строительно-монтажные работы, комплектацию и пуско-наладку. И в этом случае, как и в первом – проблема финансирования.

Из этого вытекает и третья задача – создание финансово-экономических условий безопасного функционирования атомных станций путём проведения взвешенной тарифной политики, совершенствования отношений на ФОРЭМ и повышения уровня оплаты за отпущенную электроэнергию. Кроме того необходимо снизить затраты на производство электроэнергии, повысить рентабельность её производства, снизить численность персонала. Обратить особое внимание на существующую систему отбора персонала, систему подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала для всех уровней – руководящего, инженерно-технического, оперативного и ремонтного. Повышать эффективность ремонтных работ. Уменьшать затраты без сокращения запланированных объёмов ремонтных работ за счёт улучшения организации труда. Применения новых технологий, совершенствования диагностики.

В 2000 году ставится задача создания генерирующей компании (объединяющей все АЭС с сохранением их юридической самостоятельности), которая будет централизованно производить и реализовывать электроэнергию. Это позволит:

  • проводить единую политику в вопросах функционирования и развития отрасли;
  • увеличить объём инвестиций в атомной энергетике;
  • улучшить управляемость и контроль за деятельностью предприятий атомной энергетики со стороны государства и его уполномоченных органов;
  • снизить тариф за счёт централизованного и оптимального использования средств и ресурсов;

Следующая задача, особенно остро стоящая – выполнение программ создания комплексов переработки радиоактивных отходов на площадках АЭС и комплексов по обращению с отработавшим ядерным топливом АЭС с РБМК.

Ну, а в настоящий момент и на ближайший период, - выполнение задания Правительства по несению нагрузки на АЭС в период осенне-зимнего максимума 1999-2000 годов и обеспечение выработки электроэнергии на АЭС России в 2000 году не ниже выработки 1999 года.

Собственно говоря, работа над выполнением этих задач должна привести к сохранению конкурентоспособности АЭС на рынке производства электроэнергии и к улучшению показателей их безопасной эксплуатации.

Заключение

Атомные станции играют существенную роль в экономике страны. Мощные и весьма экономичные АЭС, расположенные в узловых точках энергетической сети и работающие в базовой части графика нагрузок, обеспечивают стабильную и устойчивую работу всей энергосистемы и промышленности. Поэтому Россия заинтересована в надежной и безопасной работе АЭС.

В настоящее время становится все более очевидным, что без ядерной энергетики у России нет достойного будущего. Это связано не только с географическими и социально-экономическими особенностями нашей страны - большой территории государства и дисбалансом между основными запасами энергоносителей в Сибири и преобладающим энергопотреблением в Европейской части России. Дело еще в том, что сейчас не подготовлено какой-либо другой технологии, кроме атомной энергетики, способной обеспечить требуемые масштабы производства электроэнергии ко времени окончания "газовой паузы".

Долгосрочные перспективы развития ядерной энергетики определяются ее принципиальными преимуществами:

- относительная дешевизна ядерного топлива по сравнению с органическим;

- наличие практически неограниченных ресурсов ядерного топлива;

- возможность создания все более безопасных и экономичных ядерных энергоисточников;

- отсутствие выбросов продуктов сгорания.


ПРИЛОЖЕНЕ:

СЛАЙД 1:

(SORRY, отсутствует )

СЛАЙД 2:

Стратегические факторы перспектив развития атомной энергетики России

  • Диверсификация производства энергии в России по видам энергоносителей;
  • Отсутствие альтернативы атомной энергетике на период окончания "газовой паузы";
  • Использование высокообогащенного U и Pu, снятых с вооружений, а также рецикл энергетического Pu после переработки отработавшего ядерного топлива;
  • Имеющиеся резервы производственных мощностей начальной стадии ядерного топливного цикла;
  • Практически неограниченные ресурсы ядерного топлива (U и Th) с учетом возможностей замыкания ядерного топливного цикла.

СЛАЙД 3:

Экономические факторы перспектив развития атомной энергетики России

  • Обеспечение надежности энергоснабжения в рамках ЕЭС России с учетом ее интеграции с энергосистемами других государств;

  • Конкурентоспособность АЭС в Европейской части России и на Дальнем Востоке;

  • Независимость месторасположения АЭС от сырьевой базы и предприятий топливного цикла;
  • Закон убывающей прибыли для ресурсопотребляющих предприятий (ТЭС);

Снабжение энергией удаленных изолированных районов с низкой плотностью населения на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, а также поставка энергии островным и прибрежным территориям

СЛАЙД 4:

Экологические факторы перспектив развития атомной энергетики России

  • Оздоровление экологической обстановки в промышленно развитых регионах;
  • Отсутствие у АЭС выбросов продуктов сгорания, включая парниковые газы;
  • Требования по ограничению эмиссии парниковых газов для России на уровне 1990 г.;
  • Внедрение энергосберегающих технологий в промышленности и энергетике.


СЛАЙД 5:

СЛАЙД 6:


СЛАЙД 7:

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ БАЛАНСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Россия в целом - Около 15%

Центр Европейской части России - 30%

В т.ч. Центрально-Черноземный регион - 60%

Северо-Запад - 41%

Федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЕМ) - 40%

Доля поставки электроэнергии на экспорт - 40%

Атомная энергетика – реальный энергетический базис стороны, узлы перетоков энергомощностей по регионам


СЛАЙД 8:


СЛАЙД 9:

СЛАЙД 10:

СЛАЙД 11:

СЛАЙД 12:

Стратегические задачи и перспективы развития атомной энергетики России

  • ПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ ЭНЕРГОБЛОКОВ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • ДОСТРОЙКА БЛОКОВ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СООРУЖЕНИЕ НОВЫХ ЭНЕРГОБЛОКОВ
  • ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  • ФИНАНСИРОВАНИЕ
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


СЛАЙД 13:

Итоги работы атомной энергетики России

    1. В 1999 г. выработка электроэнергии АЭС достигла 120 млрд. кВт. час., на 16% больше, чем в 1998 г.
    2. товарная продукция в 1999 году – 20,8 млрд. рублей;
    3. КИУМ АЭС - 64,5%;
    4. Прирост выработки позволил уменьшить потребление газа электростанциями РАО на 6 млрд. куб. м., что эквивалентно 400 млн. $ США.
    5. Пока сохраняется конкурентоспособность АЭС по сравнению с ГРЭС ( усредненный тариф АЭС на 37% ниже тарифа ГРЭС );
    6. Наметилась тенденция увеличения оплаты за электроэнергию денежными средствами (18,9% в 1999 году против 10,7% в 1998 году);
    7. В 2000 г. Минатом РФ планирует увеличить дополнительно отпуск электроэнергии еще на 10 млрд. кВт. час., что позволит сэкономить около 4 млрд. куб. м. газа.

СЛАЙД 14:

Финансово-экономические проблемы атомной энергетики

  • Низкий по сравнению с проектным коэффициент использования установленной мощности;
  • Неплатежи (непокрытие товарной продукции – около 2 млрд. рублей);
  • Низкий процент оплаты денежными средствами;
  • Низкие тарифы, не покрывающие затрат на производство электроэнергии и дальнейшее развитие атомной энергетики;
  • Неоптимальная инфраструктура и высокая численность персонала АЭС;
  • Неравноправные отношения на ФОРЭМ ;
  • Распыление инвестиционных средств по большому количеству объектов.


СЛАЙД 15:


СЛАЙД 16:


СЛАЙД 17:

Продление срока службы энергоблоков первого поколения

  • в 2001-2002 гг. блоков №3 и №4 Нововоронежской АЭС (834 МВт);
  • в 2003-2004 гг. блоков №1 и №2 Кольской АЭС (880 МВт);
  • в 2003-2005 гг. блоков №1 и №2 Ленинградской АЭС (2000 МВт);
  • в 2006г. блок №1 Курской АЭС (1000 МВт);
  • в 2004-2006 гг. блоков №1-4 Билибинской АЭС (48 МВт);


СЛАЙД 18:

Достройка блоков высокой степени готовности

  • №1 Ростовской АЭС ( 70% строительная готовность);
  • №3 Калининской АЭС ( 60% строительная готовность);
  • №5 Курской ( 70% строительная готовность);

Освоено - 2 млрд. долларов

Необходимо для достройки - 1 млрд. долларов

СЛАЙД 19:

Основные задачи на 2000 год

  1. Выполнение программы модернизации энергоблоков первого поколения :
  2. - повышение уровня безопасности;

    - углублённая оценка безопасности для получения лицензии на эксплуатацию энергоблоков АЭС сверх срока, обоснованного в проекте.

  3. Пуск энергоблоков высокой степени строительной готовности:
  4. - доработать проекты и провести их экспертизу;

    - заменить часть систем и оборудования;

    - выполнить строительно-монтажные работы, комплектацию и пуско-наладку.

  5. Создание финансово-экономических условий безопасного функционирования атомных станций:

- проведение взвешенной тарифной политики;

- совершенствование отношений на ФОРЭМ;

  • повышение уровня оплаты за отпущенную электроэнергию;
  • снижение затрат на производство электроэнергии;
  • снижение численности персонала.

  1. Создание генерирующей компании:

  • проведение единой политики в вопросах функционирования и развития отрасли;
  • увеличение объёма инвестиций в атомной энергетике;
  • улучшение управляемости и контроля за деятельностью предприятий атомной энергетики со стороны государства;
  • снижение тарифа за счёт централизованного и оптимального использования средств и ресурсов.

  1. Выполнение программ создания комплексов переработки радиоактивных отходов на площадках АЭС и комплексов по обращению с отработавшим ядерным топливом АЭС с РБМК.
     База данных: Геологическая среда и объекты ЯТЦ России 
Copyright © ГЦ РАН, Татаринов В.Н.: victat@wdcb.ru                                          Москва, 2000 г.